Почему Русь приняла христианство?

Почему Русь приняла христианство?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Всем известно, что в 988 году Русь крестилась по воле великого князя киевского Владимира Святославича. Но почему именно христианство? Ведь Владимир пытался сначала реформировать язычество, подстроив его под новые условия. Он также, по легенде выбирал между христианством, исламом и иудаизмом. Почему вообще понадобилось расставаться с традиционными верованиями и искать веры в единого Бога.

Конечно, здесь работали сразу несколько факторов. Первый из них – социально-политический. Для развитой государственной системы, в которую превращалась постепенно Киевская Русь язычество, как идеология и религиозная, и социальная, и политическая – уже не подходило. Языческие представления, основанные на поклонении силам природы, при этом у каждого племенного объединения восточных славян свои – не соответствовали интересам единого государства и его княжеской власти.

Также работал фактор социально-экономический. Язычество практически не затрагивало социальных вопросов и очень мало — экономических. А между тем в создаваемом государстве строятся новые социальные отношения – формируется наследственная знать в государственной системе, все больше углубляется расслоение между бедными и богатыми. Необходим был регулятор этих новых отношений. Язычество, господствовавшее в общинной системе, таким регулятором быть не могло, в отличие от развитых монотеистических религий. Кроме того, серьезной опорой княжеской власти становилась церковь, как централизованный, связанный с властью институт. Языческие жрецы не имели единой организации и были независимы от князя, как это хорошо видно в легенде о Вещем Олеге.

Большую роль играл фактор культурно-национальный. Единое государство требовало и единого народа. Несмотря на установление власти киевского князя на обширной территории от Ладожского озера до Черного моря, о национальном единстве говорить не приходилось. Здесь проживало огромное количество племен как славянских, так и неславянских. Все они почитали своих различных богов и духов.

Единая религия, к тому же основанная на монотеизме, могла сплотить эти племена в единую этническую общность с общим мировоззрением, а значит и ценностями, интересами, культурой. Языческие боги обитали в местах поклонения им. Ставились идолы, олицетворявшие богов, в разных местах свои. Владимир, пытавшийся создать культ Перуна довольно быстро понял, что восточно-славянские племена не воспримут этого культа единым строем.

Поклоняться идолу Перуна нужно было на киевском капище, что было, мягко говоря, неудобно для отдаленных от Киева племен. И жречество других богов, конечно было недовольно таким взлетом Перуна над другими богами, даже по воле вполне смертного человека – князя. Единый Бог находился везде и потому мог быть воспринят всеми.

Немалое значение имел фактор нравственный — этика. Универсальной этикой традиционное язычество не обладает, в то время как государству нужна единая система ценностей, единые правила поведения в обществе. Монотеистические религиозные системы уже обладали четко определенные нравственные постулаты.

При всем этом, у Владимира, если судить по летописи, был выбор, какую из монотеистических религий принимать. Выслушав представителей иудаизма, ислама, западной и восточной ветвей христианства, которые формально пока еще не раскололись, а по факту раздел уже вполне сформировался, Владимир повернулся именно к православному направлению христианства. Почему?

Конечно, летопись нам на этот счет все доступно объясняет. Посланцев из Волжской Болгарии, которые рекламировали ислам он отверг из-за обрезания, запрета на свинину и, главное, запрета на алкоголь («не можем без того быть»). Посланцев-иудеев из уничтоженной отцом Владимира Хазарии он отправил восвояси, поскольку те, под гневом Божиим, и себе такой участи не хочет (хотя, наверное, сыграло свою роль то, что и там обрезание и запрет на свинину, да и вообще много всяких запретов).

Пришедшим из Рима католикам решительно отказал, но без конкретных причин – потому что их учения «не приняли отцы наши». (Возможно, намек на миссию посланца Рима епископа Адельберта 961-962 гг., которая провалилась). Рассмотрению всех этих трех вариантов в летописи отводится полстраницы. А вот прибывшего посланца от греков принял ласково и беседе с ним в летописи отводится в десять раз больше места. Грек начал не рассказа о своей вере, а с критики всех предыдущих, коих разнес в пух и прах. Затем вкратце пересказал Ветхий и Новый Завет.

Нельзя сказать, что Владимир так сразу и поддался на многословие грека. Он решил провести дополнительную экспертизу, направив своих посланцев в Волжскую Болгарию, к немцам-католикам, и в Константинополь (к иудеям даже не посылал, ибо некуда).

Выяснилось, что у мусульман одна мерзость, католическое служение впечатление не произвело, и только греки ласково приняли, показали пышное богослужение и щедро одарили послов и князя. Выбор был сделан окончательно в пользу православия. Тут нужно учитывать, что текст летописи был написан русским православным монахом, которому важно было показать правильность выбора веры.

На самом деле вряд ли Владимир что-либо действительно выбирал (если только выбор не был демонстрацией в адрес греков), поскольку выбор был очевиден. Из всех вариантов монотеизма на тот момент принято могло быть только православие. Не потому, что оно лучше других, а потому что для этого существовали объективные обстоятельства.

Христианство уже давно пустило корни на Руси, еще с момента так называемой первой попытки крещения примерно в 60-х гг. IX века, когда, по летописному преданию посланцы константинопольского патриарха Фотия крестили киевских князей Аскольда и Дира и многих киевлян.

Почему Русь приняла христианство?

То есть уже какое-то количество народу на Руси были христианами. А практически все славянские народы к середине Х века уже приняли Христа, и вера от братьев-славян, вместе с кириллическим письмом потихоньку распространяется на Руси. Вторая попытка была сделана княгиней Ольгой после поездки в Константинополь в 957 году.

Хотя сама она крестилась, но провести массовую христианизацию не удалось: ее сын Святослав, нацеленный на соперничество с Византией на Балканах, отвергал принятие от нее веры. Но ясно, что христиан становится все больше. То есть ко временам Владимира на Руси уже был значительный слой христиан русских, но зато среди них практически не было ни мусульман, ни иудеев, ни католиков.

Владимиру было ясно, что интересы Руси геополитические, экономические и все прочие тесно завязаны именно на Византию. Поэтому кроме православного христианства ничего другого он принять и не мог.

Кроме того, именно в 987-988 гг. сложилась удобная ситуация в отношениях с Византией, которые были не слишком равноправные после поражения Святослава от Византии в 971 г. В 987 году восстание полководца Варда Фоки потрясло империю.

И, воспользовавшись этим, Владимир взял Херсонес и диктовал условия грекам. Таким образом, принятие христианства, которое обусловливалось взаимными услугами и уступками (Владимир обещал помощь против Фоки, а Византия отдавала замуж за князя сестру императоров) вновь устанавливало равноправные отношения между Русью и империей. Так что все условия, как внутриполитические, социально-экономические, культурные и внешнеполитические делали принятие христианства на Руси процессом практически неизбежным.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *