Почему в православии иконы, а в католицизме статуи?

Почему в православии иконы, а в католицизме статуи?

Очень важным в христианстве является иконопись. Она очень важна для данной религии. До XVII века история западного искусства была неразрывно связана с историей западно-церковного и религиозного искусства. Но в самом своём начале в Христианской Церкви почти не создавались произведения искусства.

Церковь сопротивлялась этому очень сильно. Климент Александрийский ругал искусство язычников, так как люди поклонялись тому, что сами сделали, а не Творцу. Тогда у христиан не возникала необходимость в искусстве, не было монументальных церквей, которым покровительствовали богатые и знатные люди. Но к концу II века в Христианской Церкви начало зарождаться изобразительное искусство. А к середине III века появилось и христианское созидательное искусство. Христиане вдохновлялись языческими моделями и христианскими темами.

Картины появились в церквях, когда христианство уже не было вне закона. Его поддержал римский император Константин в начале IV века. Вскоре изобразительное искусство закрепилось в христианской народной религиозности. Но почему так медленно шло его развитие в религии христиан?

На это оказывали влияние ряд факторов. Христианство, произошедшее от еврейства, унаследовало запрет на использование изображения ликов святых, так как они были людьми, хотя и созданными по «образу Божьему». Ранняя церковь усиленно боролась с язычеством, в котором было идолопоклонничество. Многочисленные боги язычников были везде.

Они были представлены в различных живописных и скульптурных формах. Ранние христианские миссионеры проповедовали неприятие поклонения изображениям. Это было в первые века нашей эры. Христиане вели борьбу с идолами со всей силой своей веры в единого бога без изображений. Они презирали скульптуры и другие изображения императоров, которым должны были приносить подношения и жертвоприношения. Они отказывались от жертвоприношений. Ранняя церковь жестоко уничтожала языческие божественные образы.

И всё же, несмотря на религиозные и эмоциональные ограничения, Христианская Церковь стала разрабатывать форму искусства по своим потребностям. Западное искусство, можно сказать, начиная от античности и до контрреформации, являлось искусством церкви. Светские и религиозные покровители заказывали произведения искусства на религиозные темы. Этим они показывали собственную религиозность.

Христианское искусство стало принимать различные формы, которые появились в домах простых жителей, храмах, общественных местах. Церкви сами по себе стали художественными триумфами, окружёнными широким спектром различных форм и изображений, таких как скульптуры, картины, витражи. Другой формой пропаганды христианства стало просвещение. Бали написаны священные рукописи.

Они стали ценным имуществом Церкви. Иногда, по важным датам, их демонстрировали народу. Отношение к ним можно увидеть в изречении Папы Григория I, который говорил, что изобразительное искусство – это книга безграмотных. Изображения в Христианстве задумывалось, как дидактический метод просвещения населения. Они выполняли обучающую функцию.

Почему в православии иконы, а в католицизме статуи?

Воплощение Сына Божьего в виде человека, сотворённого по «образу Божьему» было теологически одобрено. Оно стало символом христианской веры. Но великая богословская борьба с иконописью в церкви не прекратилась. Особенно она сильна была в Византии в VIII – IX веках. Этот период называют иконоборческой борьбой. Тогда возникло новое понимание образов, основанное на христианской доктрине.

Это понимание вылилось в богословие икон, которое и в наше время преобладает в Восточной Православной Церкви. Большое значение для неё имеют иконы Святых. Православные христиане культово почитают эти образы на богослужениях. На иконах чётко фиксируются фигуры, жесты, цветы. Это характерно для иконописного искусства Православной Церкви.

В Западном мире восхищаются творческими достижениями конкретного художника. А в Православной Церкви живопись обходится без творческого воображения отдельного иконописца. На протяжении всего своего существования Православная Церковь воспроизводила только определённые типы Святых изображений.

Только в редких случаях отдельный иконописец играл доминирующую роль. Большинство этих художников так и остались неизвестными. У православных иконопись – это священный дар. Иконы пишут в монастырях, там же существуют и школы живописи. Художники-монахи передают композицию, жесты, волосы, бороды. Всё это зафиксировано в церковных книгах, в которых отображены различные монашеские школы иконописцев.

Православная иконопись не отделима от своей церковно-литургической функции. Перед началом рисования монахи проходят пост. Готовую икону освящают в церкви.

В западном богословии могущество икон было оставлено. В Римско-католической церкви вместе с живописью стала развиваться церковная пластика. Она стала неотъемлемой частью личной религиозной жизни католиков. Образы стали предметами для созерцания и мистического представления.

Также мистическое представление вернулось в изобразительное искусство. То, что было увидено в видении, воспроизводилось в церковном искусстве. В Западном мире религиозное искусство формировалось творческой фантазией автора. Искусство там стало более индивидуальным. Поэтому появилась возможность отделить священную историю от догматической среды. Сюжеты перенеслись из прошлого в настоящее. Это позволило адаптировать церковное искусство в обществе. На западе любой момент приспосабливается к общему положению церкви и для её нужд.

Святые иконы в Византийской церкви накапливались веками. Трех мерные фигуры, такие как скульптуры, характерны для западного церковного творчества. Это отличает их от икон, где верующие могут лицезреть небесный архетип только со своего земного положения. Иконы пишутся в двух измерениях.

В монастырях на горе Афон находятся чудесные иконы Божьей Матери Марии. Они «не сделаны руками». Их разместили там, где Божья Матерь являлась людям. Также в Христианской Церкви Святые рассматриваются подобиями Христа. В них обновляется образ Божий. В то же время божественное находится за пределами земных форм, оно проявляется в духовности и отношении к Богу. Некоторые западные богословы считают, что это не может быть достигнуто только через искусство живописи, поэтому появились трёхмерные изображения Христа, Девы Марии и других Святых.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Ольга

    Слабый текст. Видимо, перевод. Кстати, ответ на поставленный в заголовке вопрос не даётся.

    Ответить