Почти в каждый дом пришла беда

«Православные автокефалисты»
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

По примеру высокопреосвященного владыки Андрея, по команде из резиденции св. Юра в честь «армии-освободительницы» и ее фюрера во все колокола ударили церковные дельцы более низких рангов: епископы, деканы, священники и игумены униатских монастырей.

«Слава великому фюреру Адольфу Гитлеру, освободителю и лучшему другу украинского народа!» — восклицал епископ Иосафат Коциловский на сборище, организованном 7 июля 1941 года в Перемышле. «Все силы украинского общества на помощь Великогермании и ее победоносной армии»,— вторил вслед за Иосафатом викарный епископ Григорий Лакота.

Националистический еженедельник «Голос» в Берлине, захлебываясь от радости по поводу устроенной в Перемышле «демонстрации любви к фюреру», писал: «7 июля в освобожденном из-под большевистского нашествия Перемышле состоялась большая украинская манифестация в честь фюрера и непобедимой немецкой армии. После торжественного богослужения, отправленного владыкой Иосафатом, украинское население собралось около трибуны, украшенной немецкими и украинскими флагами, где находились представители немецких властей и украинской общественности. После речей с выражением благодарности фюреру и немецкой армии присутствовавшие приняли текст телеграммы фюреру в благодарность за освобождение…»

30 июня 1941 года в город Добромиль на Львовщине прибыла 6-я айнзатцкоманда СС во главе со штандартенфюрером СС Эрхардом Кригером. По его приказу на площадь были согнаны жители города. Чтобы запугать население, Кригер тут же отобрал из толпы 90 человек и приказал уничтожить их.

Несчастных, ни в чем не повинных людей — украинцев, русских, евреев, поляков — насильно повели за город, к соляной шахте, и там расстреляли. Убитых вместе с ранеными, еще живыми жертвами, эсэсовские изуверы сбросили в глубокую восьмидесятиметровую шахту.

Добромиль, небольшой западноукраинский городок, насчитывавший перед войной 5-6 тыс. населения, где едва ли не все знали друг друга, оделся в траур. Почти в каждый дом пришла беда.

А в это время епископ Коциловский вместе с игуменом Добромильского монастыря М. Розумийко устроили пышный банкет для высших офицеров вермахта и вновь назначенных фашистских чиновников. Среди приглашенных также были националистические вожаки Турко, Антоневич, Кушнир и несколько священников-униатов. На банкете епископ выразил свое «искреннее восхищение молниеносными победами немецкой армии над большевиками. Украинский народ,— говорил Коциловский,— благодаря немцев, должен и дальше шагать рядом с Великогерманией, чтобы добиться победы в войне с Советами». Обращаясь к греко-католическому духовенству, епископ подчеркнул: «Наш вселенский архиерей, его святейшество папа римский, провозгласил совместный с немцами крестовый поход против безбожников-большевиков, в котором духовенство должно принять активное участие».

После Коциловского «любезных гостей монастыря» приветствовал игумен Розумийко; он благодарил их за «своевременное освобождение». По призыву Розумийко присутствующие пропели «многая лета» Гитлеру. На Станиславщине в прославлении Гитлера и его гауляйтеров изощрялся епископ Григорий (Хомышин). 12 июля 1941 года вместе со своим викарием епископом Иоанном Лятишевским, в сослужении большой группы униатских священников, Хомышин вблизи греко-католического кафедрального собора отправил торжественную «полевую архиерейскую службу» в честь гитлеровских захватчиков и прибывших из Кракова бандеровцев. С первых дней оккупации Хомышин неутомимо носился по епархии, от одного амвона к другому, провозглашая «слова благодарности» и «многая лета великому фюреру». По указанию Хомышина все приходы Станиславской епархии 12 июля 1941 года должны были провести «праздничное богослужение» за «победоносное воинство Великогермании».

«Православные автокефалисты»

Фашистские протекторы отметили усердие епископа. С разрешения начальника гестапо города Станислава оберштурмбанфюрера Кригера предатель в сутане удостоился неслыханной в условиях оккупации милости: ему выделили легковую автомашину и разрешили содержать шофера, разумеется, за счет прихожан.

Епископ добросовестно отрабатывал оказанную милость… Вместе с гестаповской командой униатский иерарх с величайшим рвением встречал больших и малых гитлеровских чиновников. В октябре 1941 года он приветствовал палача украинского народа, фашистского генерал-губернатора Ганса Франка. В своем дневнике преосвященный Григорий записал: «Ректор духовной семинарии профессор Бойчук, епископ Лятишевский и я в назначенное время явились в помещение староства. Туда вскоре прибыл Ганс Франк. Мы приветствовали его и пошли на митинг. На митинге я выступал с речью, благодарил немцев за их приход и освобождение Украины от большевиков. Ганс Франк выступал с ответной речью. Он сказал: «Отныне Галиция включается в состав польского генерал-губернаторства как составная часть Германии».

Епископ Григорий не совсем точно отразил в своем дневнике основную мысль выступления генерал- губернатора Франка. «Военные нужды,— говорил в своей речи Ганс Франк,— превыше всего. И все другие второстепенные интересы  должны перед ними отступить. Каждый, кто надеется на свободу человечества, должен уже теперь подчиниться этому высочайшему принципу. Эта самая большая война, которая до звезд поднимает прославленных немецких воинов, явится также и последней войной в Европе. С окончанием ее под защитой немецкого меча, на широких просторах евразийского континента будут господствовать мир и порядок».
Дав, таким образом, понять, что и после войны националистическим наемникам придется танцевать гопак под «защитой немецкого меча», Франк заявил: «Пусть народ Галиции также не забывает, что не молитвы и не крик души дали свободу этому краю, а единственное и исключительно смелое эпохальное решение… Адольфа Гитлера.

Возможно, есть и такие, которые мечтали об ином решении, но свобода существует не для того, чтобы ею разбрасываться. Немецкая держава совершенно резонно обращает внимание на то, что эта территория с 1772 года была наполнена самым лучшим немецким административным духом». После митинга и проведенной «демонстрации преданности фашистской Германии» националисты в рясах и без них подарили Франку оседланного коня и резную шкатулку.

Используя благосклонное отношение оккупационных властей к униатскому клиру, Хомышин продвигал в городские и районные управы преданных ему священников и националистов. По его протекции 3 июля головой управы на Косовщине назначили бывшего офицера украинской галицийской армии священника Михаила Могильника. Протеже епископа организовал «уездное правление», назначив начальником полиции оуновца В. Волошина, подобрал полицейских и сотрудников оккупационной администрации. Вновь созданная управа и полиция вместе с гитлеровцами арестовали и замучили десятки советских людей, сельских активистов, колхозников.

По примеру своего наставника епископа Хомышина Могильник также устраивает «приветственные» встречи фашистским оккупантам. Одна из такого рода «манифестаций» фашистским прислужником в сутане была организована 8 августа 1941 года в честь коломыйского крайсгауптмана Фолькмана. Собрав кучку оуновских вожаков и священников из сел Косовского уезда, Могильник подобострастно приветствовал гитлеровского чиновника, благодарил его за «освобождение от большевиков», заверял, что вместе со своими помощниками будет верно служить «Великогермании и ее фюреру».

Торжественные встречи гитлеровским ландвиртам и крайсгауптманам униатское духовенство и украинские националисты организовали также в Галиче, Долине, Стрые, Болехове и других городах Прикарпатья. Ныне за границей, точно так же, как и националисты, грызутся между собой высокопреосвященные отцы разных эмигрантских церквей. Особенно недолюбливают друг друга униатские и «автокефальные» «достойники». Греко-католики называют «автокефалистов» «отступниками от истинной церкви». «Православные автокефалисты» в свою очередь обвиняют униатов в «отступничестве» от родной религии. По словам тех и других, переход священников из церкви в церковь, из греко-православной в православную и наоборот был вызван подкупом священнослужителей и т. п. Униаты объявляют своих «владык» в Восточной Галиции «мучениками». «Автокефалисты» же говорят, что это были не «мученики», а наоборот, мучители и предатели. По словам канадского публициста Марко Терлица, «в этой борьбе ни те ни другие не брезгуют никакими средствами, чтобы только очернить, обесславить, облить грязью своих оппонентов».

Однако на деле верхушка «автокефальной православной церкви» в первые дни фашистского нашествия мало чем отличалась от униатского духовенства. Вместе с униатскими епископами архиереи «автокефальной церкви» усердно пели — «аллилуйя» Гитлеру. Начало этому в церкви положил «самый достойный»— Илларион, архиепископ Холмский и Подляшский. «29 июня,— сообщил берлинский «Голос»,— после богослужения в холмском Соборе архиепископ Илларион в сослужении местного духовенства отправил торжественный молебен за победу немецкой армии над заклятым врагом христианства — большевизмом. В своей проповеди о любви к родине владыка призвал верующих к сбору денег для раненых и на Красный Крест. 1 июля архиепископ Илларион в сослужении о. о. деканов холмской епархии и соборного духовенства отслужил торжественный молебен по поводу взятия Львова» .

После оккупации Луцка и Ровно «автокефальные» иерархи вместе с националистами создали так называемую Украинскую раду доверия, вокруг которой объединились разномастные изменники, уголовные преступники и прочая накипь. На первом же заседании при участии архиепископа Поликарпа и известного коллаборациониста Уласа Самчука «рада» приняла следующее решение: «Главной и первейшей задачей «Рады доверия» является мобилизация всей энергии украинцев для оказания действенной помощи немецкой армии, с тем чтобы помочь ей в кратчайшее время добиться полной победы».

Вскоре владыка Поликарп, архиепископ Луцкий и Ковельский, подготовил «архипастырское послание к всечестнейшему духовенству и верующим». Провозгласив себя администратором «украинской автокефальной православной церкви на освобожденных украинских землях», высокопреосвященный доводил до клира и мирян следующее: «Мы знали, мы твердо верили, что не может так дольше продолжаться, ибо солнце остановится и сожжет оскверненную землю. И хотя солнце не остановилось и не спалило оскверненную землю, пришла иная сила, которая все изменила. Этой силой стала непобедимая немецкая армия во главе с великим вождем немецкого народа Адольфом Гитлером. Пали стены, которыми мы были отделены от другого мира, разорвались цепи, которые сковывали нас. Произошло то, во что мы глубоко верили. Произошло так, как говорил Христос: «По вашей вере да будет вам…»»

Иллариону и Поликарпу вторили и другие владыки «автокефалии». «В тяжкую, но радостную годину жизни нашего края прихожу к тебе,— писал в пастырском послании ровенский епископ Платон,— когда при помощи божьей славное и непобедимое немецкое рыцарское воинство под руководством своего великого вождя Адольфа Гитлера… ведет в безостановочном движении вперед непримиримую борьбу с безбожной коммунистической властью… Так поможем же всеми средствами славной немецкой армии победоносно закончить войну» .

Архиепископ Камень-Каширский Антоний в своем послании к пастве, рассчитывая на «святую мудрость неба, которая поможет довести до конца великий подвиг свержения коммунизма», провозгласил: «Победоносную немецкую армию приветствуем как освободительницу от врага православной церкви и украинского народа».

Фашистские завоеватели, однако, уже не довольствовались «приветствиями» и «благословениями»
церковных иерархов. Они требовали мобилизации экономики и людских резервов оккупированных земель в интересах фашистского рейха, беспрекословного повиновения распоряжениям немецкой администрации. И послушные архиереи, подобно Антонию, призывают к проявлению «благодарности всевышнему, верности его церкви и послушанию властям», разъясняют, что «военное время требует еще многих жертв, но дело, начатое во имя божье и с божьей благодатью, будет доведено до успешного конца. Совершенно необходимые жертвы для достижения нашей цели заключаются прежде всего в послушном повиновении справедливым приказам власти».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *