Подготовка союзников к вторжению во Францию

Высадка в Нормандии
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Грандиозные масштабы операции требовали проведения огромной работы по подготовке и организации материальной базы вторжения и специальному обучению личного состава всех родов войск: армии, флота и авиации — на основе широкого их взаимодействия. Таким образом, подготовка слагалась из создания специальных технических средств вторжения (специальные десантные суда, транспорты) и боевой подготовки личного состава.

Президент США Рузвельт на пресс-конференции заявил, что переговоры о втором фронте начались в декабре 1941 года. Очевидно, с этого времени начались и специальные мероприятия союзных правительств по подготовке к вторжению. Эта работа продолжалась вплоть до последних дней.

Подготовка военно-морского флота Англии н США

Для успеха вторжения необходимо было добиться абсолютного превосходства союзников на море и в воздухе. Если абсолютная сила союзного боевого флота была на всём протяжении войны неизмеримо выше абсолютной силы фашистского флота, то в части сил, обеспечивающих переход десанта морем от нападения подводных лодок и авиации немцев, союзный флот нуждался в значительном пополнении своего состава силами ПЛО и ПВО, тем более что фашистская Германия главным образом могла противопоставить союзникам лишь свои подлодки, авиацию и минные заграждения.

К началу втором мировом войны флот Великобритании, по официальным данным, имел: кораблей ПВО — всего лишь 6, авианосцев — 7, эскортных кораблей — 39 и тральщиков — 111. Недостаток и силах обеспечения был восполнен развернувшимся в годы войны военным судостроением, в результате чего по состоянию на 1 марта 1944 года английский флот уже имел 15 конвойных авианосцев, более 100 кораблей ПВО (корветы, фрегаты и шлюпы), около 700 охотников за подлодками и около 600 тральщиков.

По поводу увеличения числа эскортных судов (корабли ПВО, ПЛО и тральщики) первый лорд Адмиралтейства Александер заявил в Палате Общин 3 марта 1943 года: «Мы решили передвинуть центр тяжести наших усилий на увеличение постройки эскортных судов, даже если это в небольшой степени отразятся на постройке новых торговых судов».

Примерно та же картина была и во флоте США, располагавшим к началу войны 77 тральщиками, всего лить 23 патрульными кораблями и 27 истребителями подлодок. В течение 1942 года правительством США были отпущены специальные средства для постройки 800 тральщиков и эскортных судов. В результате флот США на 1 марта 1944 года уже имел более 100 эскортных авианосцев, 300 эскортных миноносцев и несколько сотен тральщиков. Следует, однако, иметь и виду что большая часть этих сил (до 60%) занята операциями на Тихоокеанском театре войны.

Подготовка специальных высадочных средств

Основная идея строительства специальных десантных средств состояла в стремлении подготовить суда, применение которых давало бы возможность без перегрузки с транспортов на рейде выгружать живую силу первого броска и особенно технику — танки и артиллерию — непосредственно на необорудованный берег «своим ходом», без помощи специальных разгрузочных средств.

Этот вопрос стоял также очень остро: нужного количества десантных высадочных средств в начале войны наши союзники не имели. Масштабы использовании этих средств, их убыль и размеры необходимого восполнении стали очевидными лишь в процессе боевого опыта десантных операций наших союзников.

Особо интенсивная постройка десантных средств началась в 1942 году. В январе 1943 года первый лорд Адмиралтейства Александер заявил в Палате Общин, что «Англия построила тысячи десантных специальных судов»; в 1944 году намечается построить 18 тысяч десантных судов.

В Америке к строительству указанных судов, в частности десантных барж, было привлечено, по данным английской прессы за март 1944 года, до 4 тысяч судостроительных фирм, которые должны были в ближайшее время дать 29 тысяч десантных барж. Президент Рузвельт в своём послании Конгрессу отметил, что США уже построили 13 тысяч десантных барж. Контр-адмирал Джекобе в начале 1944 года заявил, что до конца этого года предусмотрено строительство 80 тысяч десантных судов.

По заявлению Рузвельта на пресс-конференции в день вторжения, «6 месяцев назад не было достаточного количества десантных судов». Это, очевидно, потребовало значительного увеличении темпов и масштабов строительства десантных судов в начале 1944 года. Так, по сообщению агентства Юнайтед Пресс, от 1 апреля сего года, руководитель управления по делам ‘военного производства США Нельсон заявил, что программа строительства 80 тысяч десантных судов будет выполнена, но что он считает необходимым увеличить производство на 10% в течение ближайших двух месяцев, что и было сделано.

По приблизительным данным на основе материалов иностранной прессы, можно считать, что к началу вторжения союзники располагали 30 тысячами десантных судов, причём число их продолжает всё время увеличиваться; морской министр США Форрестол 16 июня сообщил на пресс-конференции, что строительство десантных судов шло скорее, чем предполагалось.

Союзники строили десантные суда различного типа. Укажем основные данные, касающиеся некоторых десантных кораблей. Так, для высадки пехоты построены были корабли водоизмещением до 50 тонн и более, длиною в среднем 10.5 —18 метров, шириною 2.1 — 4.3 метра, имеющие высоту борта 1.5 — 2,1 метра. осадку— от 0.3 до 0.9 метра, два мотора мощностью до 100 HP, дающие скорость хода до 15 узлов. Эти суда имеют броневую защиту от пуль и осколков и вооружены автоматами и пулемётами. Для высадки люден в носу и с бортов выдвигаются специальные сходни.

Для перевозки танков и их выгрузки на берег своим ходом построены были корабли водоизмещением от 350 до 550 и от 4 тысяч до 5 тысяч тонн. Эти корабли вмещали от 5 до 20 средних танков и 1000 человек пехоты. Носовая часть этих кораблей представляет собой открывающиеся двойные ворота, на которых по специально опускающемуся с корабля мосту танки, самоходная артиллерия н бронемашины выезжают на берег. Скорость хода этих кораблей доходит до 12 узлов, осадка носом — от 0,46 метра и более. Корабли эти также защищены бронёю от пуль и осколков бомб, имеют зенитную артиллерию и пулемёты.

Кроме указанных основных типов было построено большое число мелкосидящих кораблей ПВО, представлявших собою, по существу, подвижные плавучие платформы с мощной зенитной артиллерией. Благодаря своей малой осадке, эти суда подходили к самому берегу в местах высадки и осуществляли непосредственное прикрытие десанта от воздушного нападения.

Имея универсальные пушки, эти корабли могли вести огонь также по живой силе противника на берегу, прикрывая тем самым продвижение своего десанта.

Мореходные качества десантных судов позволяли нм, по словам Черчилля, совершать операции при состоянии моря до 5 баллов.

Подготовка транспортного флота союзников

Кроме боевых сил и сил специального обеспечения перехода десанта союзникам требовалось большое количество тоннажа транспортного флота и наличие специальных высадочных средств, которые могли бы обеспечить высадку войск на широком фронте и на необорудованном побережье, а затем обеспечить длительное, беспрерывное питание высадившегося десанта и переброску последующих его эшелонов. Не случайно поэтому проблема тоннажа долгое время стояла как проблема вторжения, ибо в начальный период войны потери торгового флота в результате нападения подводных лодок противника достигали внушительных цифр, а резервами тоннажа союзники тогда ещё не располагали. Масштабы же использования торгового флота в десантной операции можно приблизительно себе представить, если вспомнить, что неизмеримо меньший десант союзников в Северной Африке потребовал участия 500 транспортов для высадки войск первого эшелона, второй эшелон десанта и снабжение всех видов прибыли на 780 транспортах общим водоизмещением в 6500 тысяч тони.

Совершенно очевидно, что десантная операция в Северной Франции требовала от торгового флота ещё большего напряжения.

Вследствие этого, готовясь к вторжению в Европу, союзники развили усиленное судостроение. В результате уже в мае 1943 года премьер-министр Великобритании Черчилль на заседании обеих палат Конгресса США заявил: «Превышение тоннажа новых построенных судов над потопленным тоннажем обеспечивает нам, кроме налаживания перевозок продовольственного и военного снабжения, тот необходимый тоннаж, который является основным элементом наших объединённых военных усилии». В начале 1944 года союзники имели в своём распоряжении общий тоннаж торгового флота в размере 53 миллионов тонн, т. е. если взять тоннаж торгового корабля в среднем 5 тысяч тонн, следовало считать в наличии у союзников до 10,5 тысячи судов.

В число указанного тоннажа входит 23 тысячи тонн английского тоннажа и 30 тысяч тонн американского. Дальнейшее наращивание судовых резервов шло весьма быстро: с января 1943 года на верфях США ежедневно спускалось на воду по четыре судна.

Одна только промышленность США за время войны построила 31 500 тысяч тонн торгового тоннажа, как об этом заявил в печати руководитель военной промышленности США Нельсон.

Вероятно, указанные обстоятельства и состояние тоннажа торгового флота позволили сенатской подкомиссии по вопросам военной мобилизации США сделать ещё в октябре 1943 года сообщение о том, что союзники уже располагают достаточным количеством торговых судов для нанесения решающего удара в Европе в текущем, т. с. 1943 году.

К моменту начала вторжения все приведённые нами выше цифры тоннажа торгового флота не стали меньшими, так как, по данным американской печати, в марте было построено судов на 12% больше, чем в феврале, и на 28% больше, чем в январе, мартовский план был перевыполнен на 2%, причём было построено 83 транспорта типа «Либерти».

Высадка в Нормандии

Подготовка воздушных сил союзников

Уже в мае 1943 года премьер-министр Великобритании Черчилль на заседании обеих палат Конгресса США заявил: «…не подлежит сомнению, что союзники имеют теперь значительное численное превосходство над воздушными силами Германии, Италии и Японии… мы уже теперь в состоянии гораздо скорее возмещать потери в людях и в машинах, чем это могут сделать наши враги… Мы можем возмещать наши потери в масштабах, которые с каждым месяцем все более и более возрастают». Оставалось, следовательно, создать необходимые резервы и обученные кадры.

Министр авиации Синклер 29 февраля 1944 года заявил в Палате Общин, что «перед нами уже в пределах досягаемости превосходство в воздухе. Оно может… расчистить дорогу для продвижения союзных армий к Берлину». В дальнейшем стояла задача создания всех необходимых запасов и резервов дли пополнении убыли самолётов в период боёв во время вторжения в Европу. Организованное союзниками производство самолётов росло с каждым месяцем. По данным печати, только в США в марте этого года было выпущено 9117 самолётов, т.е. на 4% больше, чем в феврале, и на 1°/о больше плановой цифры выпуска.

По заявлению министра военного производства, английская промышленность к 1 января 1944 года изготовила свыше 90 тысяч самолётов. Руководитель военного производства США Нельсон сообщил в печати, что за время войны американская промышленность построила 160 тысяч самолётов.

В результате союзники добилась такого положения, при котором английские и американские авиазаводы выпускают в среднем по одному самолёту каждые пять минут. Эти данные говорят об исключительной мощи военного производства союзников по сравнению с возможностями фашистской промышленности. Следует при этом не забывать, что созданию абсолютного господства союзников в воздухе в огромной степени способствовало отвлечение германской авиации на советско-германский фронт, а также разрушение производственной базы германской авиации в результате ударов союзников с воздуха.

Боевая подготовка сил и средств

Кроме создания материальной базы необходимо было в таких же широких масштабах организовать боевую подготовку личного состава десанта» отработку всех видов взаимодействия армии, флота и авиации.

Прежде всего союзники создали специальные команды для первых бросков десанта на специальных десантных судах.

Эти команды, названные «коммандос», проходили специальную подготовку путём проведения ряда десантных операций диверсионного характера на вражеское побережье. По заявлению военного министерства США от 1 апреля, подготовка этих команд проходила быстрее, чем строились десантные суда. Союзная печать открыто писала в 1944 году о проводимых инспекторских смотрах десантным войскам и о хорошей их подготовке. Так, ещё в начале этого года в английской прессе писалось, что «англо-американские войска… сейчас заканчивают в Британии свою подготовку к вторжению», что «в укромных устьях рек и бухтах Британских островов стоят наготове сотни крупных и тысячи малых судов более пятидесяти типов, готовящихся к вторжению в Европу». Наконец, союзниками накоплен был большой опыт по проведению десантных операций на всех морских театрах войны.

С 1941 года и до начала вторжения союзники провели на западное побережье Норвегии пять десантных операций, на северное побережье Франции — пять, включая такую крупную операцию, как десант в Дьепп, на западное побережье Франции — одну (рейд на Сен-Назер), в Средиземном море — тринадцать, включая крупнейший десант в Северную Африку. К этому надо добавить большое число десантных операций союзников на тихоокеанском театре войны. В этих различных по масштабу и задачам операциях отрабатывались вопросы управления, взаимодействия, совершенствования техники высадки и тактики её обеспечения.

Таким образом, союзники подошли к десантной операции по вторжению после проведённой ими колоссальной подготовительной работы в области материально-технического обеспечения и боевой подготовки вооруженных сил.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *