Подводная «дойная корова»

Немецкие подводные танкеры
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (11 оценок, среднее: 4,91 из 5)
Загрузка...

В ходе битвы за Атлантику выяснилось, что нередко субмарина, израсходовав топливо, имеет на борту торпеды, или наоборот — расстреляла все торпеды, а топлива еще много. По командам с центра управления происходили встречи таких лодок и обмен необходимым. Но это требовало длительных радиопереговоров и ухода двух лодок с позиции.

Самым лучшим выходом, конечно, была доставка горючего и торпед на особой подлодке прямо в район боевых действий. Так родился проект лодки типа XIV, или «дойная корова». «Корова» была менее скоростной, чем боевая субмарина, не имела торпедных аппаратов, но в ее цистерны входило 700 тонн топлива, а на борту выделили место для небольшого склада запасных частей. На танкере выходил в море врач, ремонтники, несколько подводников для замены выбывших из строя на боевых лодках.

Танкер мог заправить 40 тоннами топлива 12 средних лодок у американского побережья или 5 больших лодок в районе Кейптауна, где на каждую приходилось уже по 90 тонн горючего.

Немецкое командование понимало, что противник довольно скоро узнает о назначении «коров» и будет охотится за ними особенно рьяно, так как потопление танкера означало уход с позиции целой группы лодок. В реальности первый подводный танкер английский самолет-разведчик сфотографировал в апреле 1942 года в кильской гавани и из-за ширины корпуса посчитали, что это новый минный заградитель, и только в августе появились догадки о реальном назначении корабля.

Поэтому к подбору командиров танкеров подходили особенно тщательно. В ноябре 1941 г. вошел в строй первый корабль типа «Четырнадцать» — под боевым номером U 459, приписанный к 4-й флотилии.

В марте 1942 г. «корова» закончила курс боевой подготовки и готова была к выходу в море. Командовал ею корветтен-капитан фон Виламовиц-Моллендорф. Он являлся одним из самых молодых офицеров-подводников во время Первой Мировой войны. Теперь он снова занял место на командирском мостике. 20 марта U 459 вышла в море и 22 апреля прибыла в район действий. С 23 апреля по 5 мая U 459 заправила 14 лодок (12 средних и 2 больших) в районе 500 миль северо-восточнее Бермуд. В мае 1942 года U 460 обеспечивала действия группы лодок у побережья Бразилии.

Корветтен-капитан пользовался очень большой популярностью у командиров лодок и за свою биографию, и за возможности его лодки. Многие подводники с нетерпением ожидали субмарину, на рубке которой красовалась картина — слон на фоне двух пальм. В мае лодка вернулась в Сен-Назер. 15 июня Виламовиц вышел снова в район 300 миль юго-восточнее Бермуд. Топливо передали на 5 больших лодок, а на одну — еще и новый компрессор. В начале августа U 459 снова ошвартовалась у стенки в Сен-Назере. Режим использования танкера оказывался очень напряженным. В последние дни августа U 459 опять вышла в море в Южную Атлантику к Кейптауну. Иногда танкеры оказывали лодкам аварийную помощь, спасая от гибели. Одна из наиболее известных операций такого рода — эпизод с U 333.

В октябре группа «Айсбэр «(Белый медведь)» из 6 лодок неожиданно для союзников развернулась в районе южной оконечности Африки. Командиры в своих победных донесениях сообщали, что наступила новая «золотая эра» — много тихоходных целей и почти без охранения. U 68 добилась 9 побед, U 172 — 8, U 159 — 10, и т.д. Обеспечивала действия группы именно U 459, так 24-25 сентября она заправила U 68 в районе к югу от острова Вознесения. Один из опытнейших командиров капитан-лейтенант Петер Кремер по прозвищу » Али » решил произвести разведку Фритауна. В 70 милях к западу от порта в условиях плохой видимости и в дождь внезапно лодку атаковал противник. Корвет «Crocus» вылетел молча из пелены дождя. Англичане начали стрелять за секунды до столкновения, сосредоточив всю огневую мощь на рубке лодки. В мгновение ока мостик оказался завален сраженными немцами. Тяжело раненый Кремер закричал в люк — «Надеть спасательные жилеты, приготовиться к оставлению корабля!».

Команду заглушил скрежет металла о металл, от удара нос лодки нырнул в воду. На мостике с большим трудом, обливаясь кровью, мог стоять только командир лодки. Он видел, что светящий прожектором корвет стал разворачиваться для второго удара, но проскочил слишком далеко. Опыт Кремера подсказал единственный выход — срочное погружение. Тренированный экипаж моментально выполнил приказ. Однако положение оставалось критическим. Центральный пост завален телами убитых и раненых, залит водой пополам с кровью. Потери очень велики — убит первый вахтенный офицер и шесть моряков, тяжело ранены командир и штурман. Лодкой управлял молодой лейтенант и еще более молодой рулевой. Взрывы глубинных бомб слышались без всяких приборов. Затем все стихло, и через некоторое время U 333 вынуждена была всплыть, надеясь на свою удачу. «Crocus» вдалеке искал уцелевших, включив все освещение и периодически стреляя осветительными снарядами.

Беглый осмотр показал, что «трем тройкам» исключительно повезло. Командир корвета чуть поторопился и ударил не в борт, а в нос лодки. Повреждения оказались не столь уж ужасными, как сразу показалось, хотя потери среди экипажа большие. Вероятно, командир, не опасаясь неожиданной атаки, разрешил выйти наверх слишком большому числу моряков или выставил много дополнительных наблюдателей.

Пришлось срочно просить о помощи. Четыре дня санитар лодки боролся за жизнь раненых. Наконец подошел Виламовиц-Моллендорф. Врач сразу оказал квалифицированную помощь, ситуацию спасло срочное переливание крови. Подкрепленная подводниками с U 459, и слегка подремонтированная, U 333 благополучно достигла Ла-Рошели. Раненых удалось вылечить в стационарных условиях. Успехи группы вынудили держать танкер в море очень долго, и дело закончилось тем, что U 459 пришлось самой заправляться с одной из лодок, чтобы 10 ноября вернуться в Сен-Назер.

немецкая подлодка вов

Конечно, происходили разные накладки. В начале ноября 1942 года многие подводные лодки развернулись для противодействия высадке в Северной Африке. Оставшиеся в Атлантике действовали до полного исчерпания запасов, надеясь на танкер-снабженец. Для рандеву избрана точка в 500 милях северо-западнее Азорских островов. U 460 прибыла 21 ноября в намеченный квадрат. Туда же подошли лодки, возвращавшиеся от берегов Америки. В итоге собралось 9 лодок сразу, а ухудшившаяся погода не позволила вести передачу топлива. Стараясь держаться в штормовом океане, некоторые корабли израсходовали полностью все топливо. Его не хватало даже на зарядку аккумуляторов, чтобы сохранить остатки электроэнергии на лодках выключили свет и несколько дней питались только холодными консервами. Лишь с улучшением погоды вся эта флотилия ожила.

20 декабря U 459 снова отправилась в район Кейптауна и около острова Святой Елены заправила итальянскую лодку, причем это не частое, но и не уникальное событие, так 3 января с U 459 заправлялась еще одна итальянка «Enriko Tazzoli». В том же январе месяце заправили U 506. Продолжала головная «дойная корова» заправлять лодки и в феврале, в частности корабли группы «Зеехунд» (Тюлень) в Южной Атлантике. Возвращаясь в базу, U 459 к северу от Канарских островов «притормозила» и 13 февраля заправила U 202, 14 февраля приняла больного с этой лодки и еще раз встретилась с U 202 уже около Азорских островов, передав остатки топлива, две торпеды, новый радиопеленгатор. За эти дни обслужено 9 субмарин.

Вообще танкерам приходилось выполнять самые разнообразные задачи. Так одна из лодок получила серьезные повреждения от взрыва боеприпасов. В базу ее повел сокращенный экипаж, а освободившихся подводников передали на танкер, а оттуда распихивали на заправляемые лодки (вероятно боялись, что поврежденная лодка затонет и погибнет опытный экипаж). Снова пришлось, как и в ноябре, принимать самим топливо для возвращения в Бордо 3 марта.

Надо отметить, что хотя основное назначение лодки — доставка топлива, она фактически являлась транспортной лодкой широкого профиля.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *