Подводная лодка UC 15

Подводная лодка UC 15
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поскольку с вступлением в войну Болгарии стала возможна прямая доставка груза из Германии, срочно заказали мины, которые прибыли в Константинополь в феврале 1916 года. На Черном море использовали фландрский опыт.

Из Евксиновграда вышла UB 8, которая провела с 5 по 8 февраля разведку Севастополя и подходных фарватеров специально для ожидаемого похода 25 заградителя. Тем временем UC 15 сходила в Константинополь и вернулась в базу 6 марта уже загруженная. Через три дня после возвращения UC 15 пошла в боевой рейс, но сразу вернулась из-за неисправностей и стояла в ремонте до 21-го. В этот день она направилась к Севастополю, произвела доразведку, еще раз уточнив расположение подходных фарватеров и 24 марта поставила в выбранном районе 11 мин, вернулась она 26 марта. Наверстывая упущенное время лодке не дали застоятся в базе, вторая постановка у Севастополя 3 марта, то есть через неделю. Затем отдых и третья постановка уже в апреле.

Информация для размышления

Подойдя снова к главной базе Черноморского флота, лодка еще раз провела тщательную разведку и с большой точностью выставила 25 апреля 12 мин поперек Инкерманского створа на обвехованном фарватере. Подводники без сомнения внимательно наблюдали за работой тральщиков и произвели постановку после их ухода, поскольку за несколько часов до разыгравшихся событий фарватер был протрален, ожидали возвращения с моря кораблей. Причем в море вышла вторая маневренная группа (линкор «Императрица Мария» с охранением), а через четыре часа ожидалось возвращение первой маневренной группы. Именно в этот промежуток подводные минеры сделали свое дело. Охранение возвращающейся группы перед базой усилили моторными катерами и эсминцем.

Возвращающиеся с моря корабли четко выполняли правила кораблевождения в районе Севастополя и следовали точно по фарватеру. Головным шел эсминец «Живучий», который выходил в море несколько часов назад вместе со второй маневренной группой для усиления охранения первой , за ним шел крейсер «Кагул». Неожиданно эсминец взорвался на южной части заграждения, ближе к берегу, в районе Херсонесского монастыря. Крейсер избежал гибели чисто случайно, слегка отвернув влево. «Живучий» сразу сломался пополам и затонул, погибло 48 человек. Вызванные тральщики сняли 8 мин, на которых по- болгарски было написано “Воскресение Христово» с намеком на пасхальные яйца . Такое кощунство вызвало довольно большое возмущение в широких кругах населения, причем не только в России.

Эта постановка дает следующую «информацию для размышления»: выставлено 12 мин, одна сработала, тщательное траление (то, что оно было тщательное, можно не сомневаться) выявило еще только 8 мин, хотя работы начались через несколько часов после постановки заграждения. Значит 3 мины не встали на боевой взвод, а остались на грунте. На обратной дороге UC 15 у Херсонеса остановила 2 небольших парусника и потопила их подрывными патронами, 27 апреля она вернулась в базу.

Весной 1916 года UC 15 ставила мины у Трапезунда и Ризе для прикрытия их с моря от обстрелов кораблей. После занятия Трапезунда там при контрольном тралении сняты три мины. У Ризе 9 июля погибло госпитальное судно «Вперед», но точно не установлено — на мине UC 15 или от торпеды U 38.

Мины — оружие специфическое

Черноморское побережье тщательно протралили в 1921-1928 годах, а после этого единичные мины выбрасывало на берег у Евпатории, у мыса Феолент и в Каркинитском заливе еще пару-тройку лет. Например, последним пароходом, погибшим на мине периода Второй Мировой войны, считается «Marmora», подорвавшийся в январе 1960 года в Северном море у острова Боркум.

UC 15

UC 15 поставила так же мины 27 мая у Одессы. Потери от этих мин были: 8 июня у Григорьевки подорвался парусник, причем на фарватере, что опять говорит о тщательной предварительной разведке, 12 июня — баржа и 15 июня — пароход «Меркурий», к сожалению с очень большими человеческими жертвами. Из 450 человек спасено 178. Только 16 — 17 июня бросились проводить тральные работы и сняли оставшиеся мины.

Операции немецких лодок на Черном море затруднялись тем, что они при интенсивной эксплуатации требовали довольно частого ремонта, а его можно было выполнить только в Константинополе. Там на территории морского арсенала создали ремонтную базу с немецким персоналом. После постановки мин у Одессы UC 15 направилась в Константинополь на длительный ремонт, в частности требовалась замена фундамента дизеля. Работы длились до конца октября. 6 ноября субмарина вышла из ремонта и отправилась в Варну, но её срочно вернули назад. В этот день из базы выходила на патруль к Севастополю UB 45, она шла в прикрытии тральщиков точно по фарватеру и взорвалась, как говорится, «к полному изумлению публики».

Интересно, что в 1936 году болгарский военно-морской флот провел спасательные работы и поднял лодку. Погибшие подводники похоронены в Варне, где им был установлен памятник, в то время это был единственный в мире памятник немецким подводникам.
13 ноября UC 15 пошла в свою последнюю операцию на постановку мин у Сулинского гирла реки Дуная. Обратно она не вернулась.

UC 15 выполнила свою задачу, так как 20 ноября русские тральщики сняли там несколько мин именно лодочного образца, а 4 августа 1918 года австрийские тральщики вытралили еще две мины этой лодки. Одно время считалось, что субмарина погибла на своих минах, возможно это и так, существует неподтвержденная информация о гибели лодки от атаки русских моторных катеров, которые в то время и в том месте бомбили лодку, попавшую в противолодочную сеть. Сейчас считается, что UC 15 погибла по неустановленной причине после 15 ноября 1916 года на трассе Супина — Варна.

Смена в июле 1916 года командующего русским Черноморским флотом повлекла за собой серьезные успехи в противолодочной борьбе.

В октябре-декабре 1916 года на минах и от других причин погибли UB 7, UB 45. UB 46, UC 15. После понесенных потерь немецкое морское командование вынуждено было запретить пользование этой базой и лодки ушли в Константинополь. Выход оттуда чреват был большим риском. Туркам почти невозможно было вести тральные работы даже в сентябре 1916 года тралов не было, и таскали стальной трос двумя кораблями. Всего за 1916 год немецкие лодки совершили 42 боевых выхода и свернули операции до мая 1917 года. На данном театре военных действий осталась одна болгарская субмарина «Номер 18», но ничего серьезного она сделать не смогла.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *