Подводник, начавший Вторую мировую войну в Атлантике

U-30
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оберлейтенант Фритц Южулиус Лемп относился к кагорте самых опытных командиров-подводников кригсмарине. В предвоенные годы он получил боевой опыт во время гражданской войны в Испании.
С началом Второй мировой войны Лемп воевал с первого дня боевых действий. Его лодка U-30 (серия VIIA) находилась в составе 2.U флотилии Saltzwedel. Это был удачный период для германских подводных лодок, и многие из выходивших в море в эти месяцы возвращались в базу с десятком победных вымпелов. Но искать Лемпа среди двадцати наиболее удачливых командиров-подводников рейха нет смысла: иногда его подводили торпеды, иногда — удача, иногда — отсутствие мастерства. Единственно, чего Лемпу всегда хватало — это решительности. Да и как могло быть иначе, если именно он начал Вторую мировую войну в Атлантике.

В полдень 1 сентября пассажирский лайнер «Athenia» (английское название столицы Греции — Афин) компании «Donsldson Atlantic Line» отправился в очередной рейс из Глазго в Монреаль. Начало плавания проходило во внутренних британских морях. Корабль зашел в Белфаст, оттуда перешел в Ливерпуль и лишь 2 сентября в 16:30 взял курс за океан. В это время в Польше уже начались военные действия. 3 сентября Англия объявила войну Германии. Но война только началась, разве могли немецкие подлодки добраться из внутреннего Северного моря на просторы Атлантики?!

Вскоре англичане узнали ответ на этот вопрос: 22 подводные лодки кригсмарине загодя, с 19 по 26 августа, вышли на боевые позиции в районы западнее Англии и Ирландии. Одной из них была U-30 оберлейтенанта Лемпа. Именно зону патрулирования этой субмарины пересекала трасса лайнера «Athenia» вечером 3-го сентября: в 18:15 U-30 всплыла на поверхность и обнаружила цель на горизонте. Война была объявлена, наступил срок выполнить то, к чему готовили подводников долгие мирные годы.

U-30

Первая торпедная атака и первые жертвы воспринимаются особенно остро, в 19:39 в 200 милях к западу от Гебридских островов подводная лодка U-30 без предупреждения торпедировала лайнер, следовавший без охранения с пассажирами и генеральным грузом. В своих воспоминаниях К. Дениц объясняет эту атаку тем, что лайнер шел без огней и маневрировал, как бы выполняя противолодочный зигзаг. Все это в сочетании с 10-дневным ожиданием экипажа на позиции и привело к несанкционированной атаке. Объяснение не очень убедительное, если учесть, что фотографии «Athenia» и ее близнеца «Letitia», уже много лет обслуживавших пассажирскую линию Глазго, Ливерпуль — Монреаль, Квебек, имелись в альбоме силуэтов на борту U-30.

«Athenia» тонула медленно и находилась на оживленной морской трассе, так что многих пассажиров удалось спасти.

Капитан Джеймс Кук и его офицеры до конца находились на мостике «Athenia», 2-й офицер связи Мак Рэ обеспечил радиосвязь с подходящими судами. Примерно в 23:00 шлюпки лайнера направились навстречу приближавшемуся танкеру. Вслед за норвежцем в 2:30 к району бедствия подошла шведская яхта «Southern Cross», а к 6:00 утра — почтовые пароходы «Electra» и «Escort», транспорт «Fame», американский сухогруз «City of Flint».

К 9:00 утра на борту норвежского танкера находилось около 500 спасенных, еще полтысячи разместились на «Escort» и «Electra», шведская яхта лодка U-30 Ф.Д. Лемпа первой из немецких субмарин входит в гавань Лоръяна 7 июля 1940 года приняла на борт около 200. Несмотря на все принятые меры погибло 128 человек, в том числе 122 пассажира (из них 28 американцев). В 10.38 «Athenia», имевшая сильный дифферент на корму и крен почти в 30 градусов, была покинута последними членами команды, примерно через полчаса лайнер затонул.

На следующий день газеты всего мира вышли с кричащими заголовками: ALL RULLES BROKEN («Все договоры нарушены» — Times), WORLD HORROR AT SINKING OF BRITISH LINER («Мир негодует по поводу потопления британского лайнера» — Daily Telegraph), CAPITAL IS SHOCKED («Столица шокирована» — New York Times), GERMANS SHELL WOMEN AND CHILDREN («Немцы топят женщин и детей» — Toronto Star), UNE AUTRE LUSITANIA («Еще одна Лузитания» — Paris Soir).

Немецкая сторона сразу отмежевалась от факта торпедирования пассажирского парохода. В тот момент и само правительство Германии не имело полной информации об этом событии, так как ни одна из находящихся в открытом море лодок не доносила о потоплении лайнера. Хотя район и обстоятельства его гибели не вызывали сомнений о причинах катастрофы. Лишь 27 сентября, по возвращении U-30, из личного доклада командира командующий узнал о случившемся. Лемп, представляя себе последствия ошибки, своевременно не сообщал о случившемся, опасаясь перехвата радиограммы. (По свидетельству его первого помощника лейтенанта Ганса Петера Хинша, узнав о радиограмме тонущего судна, Лемп прямо на мостике стал ругаться: «Какое свинство! Почему же он шел с затемненными огнями?!»). Всему личному составу подлодки было дано указание держать факт потопления «Athenia» в строжайшем секрете. Из вахтенного журнала лодки были вырваны соответствующие листы и заменены другими.

Министерство пропаганды, не поставив в известность ВМФ, выдвинуло версию, будто бы потопление «Athenia» было организовано по приказу самого Черчилля. Утверждалось, что на судно самими же англичанами была заранее подложена «адская машина», с тем, чтобы потом свалить все на немецкую лодку и оправдать свои, противоречащие международным конвенциям, действия на море. Официальная публикация в Volkisher Beobachter начиналась с кричащего заголовка «Черчилль затопил Атению».

Командир Летип по возвращении в базу приказом Деница был подвергнут аресту, хотя командование рекомендовало не судить его строго, и даже более того, вскоре он стал капитан-лейтенантом, был награжден Железным крестом. (В истории еще не раз будет зафиксировано имя подлодки U-30, например, 28.12.39 на подходах к Гебридским островам она торпедировала линкор «Barham» (на 3 месяца выведен из строя), она первой из германских субмарин в конце июня 1940 года начнет базироваться на порты оккупированной Франции и т.д).

Лемп погиб на лодке U-110 9 мая 1940г. у берегов Гренландии после ряда удачных боевых выходов. Лодка атаковала конвой ОВ318 и торпедировала 2 судна. На день позже с лодкой вступили в контакт два британских эсминца «Buldog» и «Broadway». После преследования и удара глубинными бомбами U-110 пришлось всплыть. Большая часть экипажа была пленена. Лемп попытался вплавь достичь U-110, чтобы затопить ее, но был при этом застрелен.

Всего Лемп потопил 17 судов противника общим водоизмещением 68607брт (по другим данным 16 судов 75435брт).

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *