Подводные грузоперевозки

i 52
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В годы Второй Мировой войны подводным лодкам воюющих сторон пришлось выполнить несколько сотен транспортных рейсов. Причем транспортировка различных грузов оказывалась иногда столь необходимой, что отвлекались даже боевые лодки с позиций у вражеских берегов.

Немцы построили подводные танкеры и торпедовозы. В СССР проектировали транспортные лодки во время и после Второй Мировой войны, но не реализовали их в металле.

Еще в Первую Мировую немцы перебрасывали в значительных количествах оружие и боеприпасы из австрийских портов в Африку. Для этих задач построили первую в мире транспортную лодку UC 20. Однажды ей довелось вывезти обратным рейсом подарок местного вождя — белого верблюда. Правда, животных на субмаринах больше не катали. Зато в следующей войне номенклатура грузов резко расширилась. Возили лодки разное — каучук и цветные металлы, опиум и техническую документацию. В 1942 году итальянская субмарина доставила в Японию образец новой авиабомбы. В начале того же года американская подлодка увезла ценности центрального банка филиппинской столицы — 2 тонны золота, 18 тонн серебра и несколько тонн наличности. Ценности Госбанка города Севастополя ушли от немцев на борту нашей М-35. Так что золото и банковские ценности — груз не уникальный, но он обладал всегда особой притягательной силой.

В 1944 году японцы отправили в Германию 2 тонны золота на борту I 52 в уплату за поставки радиолокационной и другой современной техники. Груз до места не дошел. 15 июня 1944 года в район островов Зеленого Мыса американский адмирал Ральф Ингерсол перебросил поисково-ударную группу во главе с авианосцем «Bouge», освободив ее от задач эскортирования транспортов.

Причиной перенацеливания группы, изложенной в официальной «Истории Операций флота США во Вторую Мировую войну», «послужило обнаружение радиоразведкой выхода в эфир двух подлодок из района 850 миль западнее островов Зеленого мыса.»

Почему же так встревожило американцев нахождение всего двух субмарин в отдаленном районе Атлантики в стороне от традиционных судоходных путей?

Фактически авианосную группу бросили на поиск стратегической цели.

Благодаря взлому кодов высшей степени секретности, союзники к лету 1944 года смогли прочесть радиообмен между Берлином и Токио. Они знали, что из Японии в Германию следует океанская субмарина с грузом особой важности: 2 тонны золота, 54 тонны каучука, 3 тонны хинина, молибден, олово, опиум и ряд других ценных грузов. Не менее (если не более) «ценным грузом» являлись 14 экспертов крупнейших оборонных концернов Японии. Они следовали в «Фатерланд», чтобы ознакомиться с достижениями союзника и, говоря современным языком, на основе новейших высоких технологий резко усилить выпуск современного оружия у себя на Родине.

Успех миссии мог серьезно затруднить скорейшее завершение войны на Тихом океане.

О том, какое значение придавалось операции, говорит тот факт, что в фондах Национального Архива США сохранилась звукозапись взрыва и шума выходящего воздуха из корпуса гибнущей лодки. Такую запись мог выполнить только атакующий самолет, приняв сигнал от радиогидроакустических буев. Это было достаточно новое противолодочное средство. Впервые опытный образец дал результаты 7 марта 1942 года, когда с дирижабля К-5 с помощью буев AN/ORT-1, на испытаниях обнаружили с точностью 3 мили подлодку S 20. Помимо всего прочего, получается, что самолеты оснастили звукозаписывающей аппаратурой, которая тоже являлась новинкой и не входила в штатную комплектацию самолета «Авенджер», то есть она была установлена специально.

Противоположная сторона так же обставляла переход очень серьезно. В рейс определили новейший океанский крейсер типа С 3, построенный в сентябре 1943 года на военно-морской верфи в Курэ. Лодка была очень больших размеров, со средний грузовой пароход: 108 м длина, 9,3 м ширина, водоизмещение (подводное) 3644 тонны. Чтобы облегчить бытовые условия экипажа, его численность сократили со 101 до 95 человек. Субмарина приличным 16-узловым ходом могла пройти 21000 миль или 105 миль проползти под водой со скоростью 3 узлов. Немцы со своей стороны послали навстречу океанскую лодку U 530 типа IX С/40. Она вступила в строй 17 октября 1942 года и являлась очень интересным кораблем. Капитан-лейтенант Курт Ланге одержал на ней всего три победы, причем последнюю в декабре 1943 года. По неподтвержденным данным, хотя U 530 и продолжала официально числиться в одной из боевых флотилий, она использовалась на «невидимом фронте». Субмарина принадлежала, якобы, к кораблям «личного конвоя фюрера» и служила для походов в Аргентину и другие подобные места с «золотом партии» и прочими деликатными грузами. Достоверно можно сказать следующее: U 530 сдалась кораблю аргентинского флота около Мардель-Плата только 10 июля 1945 года. Командир и экипаж заявили, что они просто патрулировали в море, и больше от них ничего не добились.

По никем не подтвержденным (но и не опровергнутым) слухам, именно в этом рейсе к берегам Южной Америки прибыли заместитель фюрера по партии Мартин Борман, руководитель государственной тайной полиции (гестапо) генерал Генрих Мюллер и несколько не менее важных персон. Но все это в будущем.

А пока U 530 шла навстречу с I 52, имея на борту лоцмана для облегчения перехода японцев в Бордо.

Подводные корабли особого назначения смогли встретиться только 23 июня после ряда радиопереговоров. Именно их использовали американцы для уточнения точки рандеву в океане. С борта немецкой лодки, кроме лоцмана, перешли два специалиста, чтобы установить и наладить бортовой приемник, сигнализирующий об облучении радиолокациоными сигналами «NAXOS». Это позволило бы заранее уходить в воду от подлетающих самолетов и серьезно повышало успех перехода.

поиски I 52

Плотно накрыв место встречи патрульными самолетами, американцы добились обнаружения «японки» самолетным радиолокатором вечером того же дня. Немцы, конечно, еще не успели наладить свою аппаратуру. Командир эскадрильи VC 69 осветил лодку прожектором и заставил погрузиться, сбросив серию бомб. Он же навел на место боя еще несколько самолетов «Авенджер», которые поставив поле радиогидроакустических буев, засекли лодку еще раз. Опять командир эскадрильи сбросил 227-кг авиабомбу Мк 41, но лодка продолжала движение и, более того, контакт был утерян. Наконец, в 0.54 следующего дня океан, густо засеянный буями, ловящими каждый звук в глубине, выдал долгожданный сигнал. Пилот Джесси Тейлор сбросил одну торпеду Мк.24 («Fido»). Она тоже относилась к новейшим образцам оружия. Первое ее испытание прошло только в феврале 1943 года. Идущая на звук работающих винтов, торпеда исполнила свою задачу. Над океаном поднялся столб взрыва.Обрадованный Тейлор сообщил открытым текстом в эфир: «Попался, сукин сын!».

Утром на поверхности обнаружили несколько трупов, куски дерева и 65 тюков с каучуком.

Узнать характер груза можно было, только подняв его на борт. Значит, чтобы иметь полную гарантию, американцы послали корабль осмотреть место столкновения. Убедившись, что «погасло» именно «Восходящее солнце», они свернули операцию, даже не попытавшись искать U 530. Хотя немцы, чтобы убедить противника в неприкосновенности японской лодки, вели с ней фальшивый радиообмен, но серьезно их не воспринимали.

История подводного транспорта получила продолжение через полвека. В 1990 году в США рассекретили ряд архивных материалов, и историей заинтересовался американский океанолог Пол Тойдвел. Он просмотрел горы материалов и вычислил примерное место гибели лодки. На это ушло 5 лет.

Весной 1995 года на собранные средства он зафрахтовал российское научно-исследовательское судно «Южморгеология». Вскоре начались поиски I 52, причем рядом лихорадочно искали и англичане.

Длительный поиск ничего не дал, и экспедиция работала последние часы. Но 25 мая 1995 года гидролокатор засек крупный продолговатый объект на глубине 5700 метров. Видеосъемка подтвердила, что это японская лодка. Поскольку слитки золота упаковали в стальные ящики, американцы планируют поднять лодку, накачав ее корпус пеной.

Тойдвел заявил, что все, кроме груза, он передаст Японии. В ответ японское правительство не стало заявлять своих прав на содержимое стальных ящиков, которое стоит 25 миллионов долларов. Возможно, что скоро мы станем свидетелями уникальной судоподъемной операции.

Конечно, на маршруте Токио—Берлин существовало двухстороннее движение. Именно в рейсе на Японию лодке довелось везти груз, аналогов которому нет.

В ходе Второй Мировой войны проблемой создания ядерного оружия занимались многие страны: США, Англия, Германия. Не осталась в стороне и Япония. Понимая в принципе, из чего должен изготовляться атомный заряд, японские ученые стали искать источник необходимых материалов. Самым простым способом посчитали заказать их в Германии. Тут без подводного транспорта обойтись было нельзя. В конце 1943 года из Бордо вышла бывшая итальянская лодка «Reginaldo Juliani», а ныне — «подводный грузовик» Кригсмарине UIT 23. На борту размещался груз особого назначения — одна тонна урановой руды. Конечно, даже если бы руда благополучно прибыла к месту назначения, это не привело бы к созданию японской атомной бомбы. Тем не менее «урановая лодка» закончила свое существование в Малаккском проливе 19 февраля 1944 года. Ее плавание остановили торпеды английской лодки «Tally Но». В настоящее время все атомные подводные лодки имеют двигательную установку, пар для которой получают, используя энергию урановых стержней, или официально ТВЭлов — тепловыделяющих элементов.

Но, как показывает сама жизнь, первая «урановая лодка» вышла в море еще более полувека назад.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *