Подводные лодки в Балтийском море

UC 27
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

На Балтике складывались с одной стороны очень выгодные условия для применения мин. Малое колебание уровня приливов-отливов, трудный в навигационном отношении район, заставляющий придерживаться ограниченного количества фарватеров. Но русское судоходство на Балтике с началом военных действий резко сократилось. Ходили только пароходы из финских портов в Швецию. Большие боевые корабли в море выходили не так часто, а малые с небольшой осадкой могли не так строго придерживаться рекомендованных фарватеров, и эффективность минного оружия падала.

Минный заградитель «Ладога»

Все же Балтика была под боком, там могли успешно действовать и маленькие UC. На Балтийском море оперировала вначале лишь одна UC 4, она выполнила минимум 4 боевых похода во второй половине 1915 года. В первый из них она вышла в первый день августа. В начале 12 мин поставили у острова Утэ 4 августа, затем — у острова Эре 14 августа.

В тот же день из Гельсингфорса вышел минный заградитель «Ладога» для постановки минного заграждения перед Финским заливом. Отстоявшись в Лапвике, заградитель дошел до отмеченного района и поставил 540 мин, а затем отправился в Гельсингфорс обратно. Лодка долго изучала район постановки, затем вошла на фарватер, в 100 метрах от поста связи на острове Эрэ поставила 12 мин змейкой и ушла. Пост заметил маневрирование субмарины и дал оповещение по флоту. Вахтенный офицер на «Ладоге» доложил о радиограмме начальнику отряда заградителей, находящемуся на борту, но тот почему-то приказал никому не говорить о полученном сообщении, даже командиру корабля. В 4.12 уже 15 августа в 3 кабельтовых от южной оконечности острова минный заградитель попал носом на мину. Старый корабль, более 50 лет служивший на флоте, быстро сел носом в воду и затонул после внутреннего взрыва.

UC 4 ставила мины у Моонзундских островов 13 сентября и 2 ноября у Видшера. На них погиб тральщик N 1. Все мины ставились с углублением 5 метров, то есть против крупных боевых кораблей. Все же лодка типа UC I была маловата для более дальних походов, чем из портов Фландрии, ив 1916 году в море пошла UC 27. Она совершила несколько выходов, причем тактика применения мин была не совсем обычной. Как правило, заградитель вел разведку на себя, потом ставил быстро мины и уходил.

К 1916 году мины заметно улучшились

На Балтике применяли 3 типа мин: шаровые, сфероконические, сфероцилиндрические и, чтобы увеличить их стойкость, минрепы, (до 150 метров) стали делать оцинкованными, корпуса из нержавеющей стали. Полагаясь на улучшенные мины, лодка долго ходила по Финскому заливу с 22 по 30 октября и поставила 18 мин банками по 2-3 штуки. Постановка оказалась весьма результативной: 14 октября погибло гидрографическое судно «Юг» около банки Фесторне, 20 ноября подорвался тральщик «Фугас», 22 ноября при буксировке потопленный подлодкой около маяка Суроп. Как считали многие русские моряки, на лодке шел человек, хорошо знающий местные условия плавания, скорее всего это был финский лоцман. Слишком трудно было поставить мины в таком сложном навигационном районе.

В минных постановках 1916-1917 годов участвовали так же UC 25, UC57, UC 58. В 1916 году поставлено 14 отдельных заграждений. Мины снаряжались тротилом, гексогеном, пироксилином. 115-килограммовый заряд мощного взрывчатого вещества мог причинить большие повреждения любому боевому кораблю, в усовершенствованных минах  уже 160- килограммовый заряд. UC 25 поставила 18 мин в районе Оландских островов. На них подорвался шведский пароход, тральщики сняли 4 мины, но при тралении подорвался тральщик «Дуло». 22 августа UC 4 поставила заграждение в районе Моонзунда с очень большими интервалами и углублением мин всего 3 метра. Заграждение по всплывшей мине обнаружила субмарина «Волк».

ub-1

Дивизия тральщиков Балтфлота состояла из 80 вымпелов, но полностью справиться с минами было невозможно. 7 ноября подорвался кормой эсминец «Летун», его еле спасли, — опять работа UC 27. Причем та мина, на которой подорвался эсминец, была единичная. UC 27 возвращалась из Финского залива и поставила две мины поштучно 26 октября у полуострова Вимс и еще одну — на створе Суропских маяков. Именно на неё и попал «Летун». 19 ноября на мине UC 27 подорвался броненосный крейсер «Рюрик», причем от дыма и газа пострадали 52 человека, ремонт длился более 2 месяцев.

Поход UC 27 в тыловую зону морского театра был неожиданным для русского командования, и лодка смогла заминировать фарватер Гогланд- Нерва-Сескар, который считался полностью безопасным. Этот успех достигнут за счет тщательной подготовки. Предварительно на разведку выходили UB 33, в район Передовой позиции, UB 20 и U 19- в район Центральной позиции.

Пошли на прорыв

Лодки тщательно осмотрели водную поверхность, отметили на картах положение всех буев, вех и прочих гидрографических знаков. Только после этого в море пошли на прорыв UC 25 и UC 27. Немцам повезло, они дважды проходили по русским минным полям, но уцелели. 19 октября UC 25 поставила 9 мин у банки Средняя Нечаева с углублением 5 метров. Заграждение предназначалось специально против крупных боевых кораблей. Только 10 ноября транспорт «Астрея» обнаружил всплывшую мину, поднял её и доставил в Кронштадт.

Происшедшее посчитали случайностью, и кинулись проводить траление только после подрыва крейсера. Мины ставились поштучно, и тральные работы шли до декабря, причем из 18 мин 5 обнаружены сорванными с якорей. Так же в 1916 году погибли на лодочных минах тральщик «Щит» и транспорт «Буки».

Вообще надо сказать, что и так не слишком активные операции немецких надводных кораблей вообще «зачахли» после гибели на минах 10-й флотилии эсминцев в ноябре 1916 года. Зато именно подводные заградители не снижали активности. Все же судоходство между финскими портами и Швецией не прекратилось, а это имело большое значение. В мае в Рижский залив приходил даже большой заградитель U 78, поставил 2 банки по 9 мин у южного входа в Моонзунд.

В июне-августе 1917 года немцы с подводных лодок тщательно изучали систему движения и траления в западной части Финского залива. С августа снова активизировались минные заградители. Мины ставили UC 57, UC 48, UC 60, UC 57 и снова U 78. Мины ставили очень рискованно — с углублением 3 метра и даже 2 метра. В основном минировали северный и южный входы в Моонзунд. Предварительная разведка дала свои результаты. 12 августа на мину U 78 попал эсминец «Лейтенант Бураков», носовая часть оторвалась и корабль затонул за 11 минут.

Работе наших тральщиков помогала немецкая пунктуальность

Мины ставились с соблюдением их нумерации на корпусе (краской). Это облегчало работы, так как давало первый и последний номер мины в данной постановке. Поскольку корабль затонул на малой глубине (20 метров), по приказу командования водолазы сняли с него все секретные документы. Случай для Первой Мировой нечастый. К сентябрю число жертв пополнил тральщик «Илья Муромец». Снова UC 58 поставила банку из 9 мин опять у Николайштадта. Активность минных заградителей начала снижаться. С одной стороны, немцы стали готовить вторжение на Моонзундские острова и им бы помешали свои собственные мины, с другой стороны появились новые минеры, но воздушные. Хотя самолет поднимал всего одну мину, он мог поставить ее и довольно точно там, где никто и представить себе не мог.

Всего на Балтике поставлено 37 заграждений, тралением найдено 16 из них, 10-по всплывшим минам (вот она длина минрепа, устанавливаемая заранее в базе) 8- от подрывов кораблей и судов, а одно обнаружено с самолета за счет прозрачности воды. Среди погибших кораблей — 12 тральщиков, несколько транспортов, минный заградитель, 2 эсминца, подорвались крейсер и эсминец. Конечно, масштаб постановок подводных минных заградителей (менее 400 мин) не идет ни в какое сравнение с операциями фландрских лодок. Однако в силу специфики балтийского театра военных действий они в определенной степени оказались более эффективными, чем на Севере и Черном море (хотя бы в численном выражении по числу подрывов).

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *