Покалеченная советская подлодка

сов подлодки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сигнальщики «С-13» обнаружили транспорт-лесовоз. И хотя он был загружен до предела, пришлось долго преследовать судно. Только к полуночи торпедисты «тринадцатой» дали залп. Но из-за сгустившейся темноты не удалось точно определить элементы движения транспорта. Торпеда проскочила мимо. Внеся поправки в расчеты, командир дал еще один залп, но и эта торпеда не достигла цели. Жалко было так вот зазря расходовать торпеды.

На лодке второй раз за поход прозвучал сигнал артиллерийской тревоги. Имея уже навыки, приобретенные во время предыдущей стрельбы по транспорту, комендоры начали расстреливать лесовоз почти в упор с дистанции два-три кабельтовых. Снаряды буквально изрешетили судно, но оно еще держалось на плаву. Затягивать стрельбу было опасно: радисты лесовоза наверняка сообщили свои координаты силам ПЛО.

Пришлось израсходовать еще одну торпеду. Но и она прошла мимо. Какое невезение!

— Будем расстреливать до конца!—стиснув зубы, приказал Маланченко. — Полный ход!

И снова загрохотали выстрелы «сотки». В пробоины борта ринулась вода и вскоре заполнила трюмы лесовоза…

Успехи «С-13» в Ботнике заставили фашистов срочно перегородить пролив Южный Кваркен пятью линиями мин и перевести туда часть кораблей из Финского залива.

Уйдя из Ботнического залива, подводная лодка ночью 15 октября, всплыв для подзарядки аккумуляторных батарей, была атакована вражескими кораблями ПЛО. И хотя «С-13» срочно ушла под воду, все-таки глубинные бомбы настигли ее. Первый взрыв, раздавшийся почти у самого борта, резко встряхнул корпус. Замигали лампочки, качнулась палуба под ногами. Последующие взрывы слились в сплошной грохот…

Получив многочисленные повреждения, лодка пошла на глубину и на шестидесятипятиметровой отметке, ударившись о скалистый грунт, лишилась хода. А тем временем ожесточенная бомбежка продолжалась. Казалось, лодка попала в кипящий котел. Отяжелевший от попавшей внутрь воды корпус подбрасывало, било о скалы, прижимало ко дну. Люди задыхались от недостатка кислорода.

сов подлодки

Сбросив еще несколько глубинных бомб, вражеские катера ушли. Стало необычно тихо. Матросы и старшины осматривали отсеки. И вдруг с подволока над гирокомпасом потекла тоненькая струйка воды. Г. А. Дубровский приказал мичману Поспелову устранить течь. Но едва Поспелов дотронулся до штуцера глубиномера, из которого текло, как в центральный пост хлынула мощная струя воды. Ударяясь о настил палубы, она образовала в отсеке водяной туман. Самое опасное для любого корабля— появление забортной воды в корпусе!

«Мичман попытался заткнуть отверстие аварийной пробкой. Но сильным давлением ее выбило из рук. Тогда я, — вспоминает инженер-механик Г. А. Дубровский,— тщательно прицелившись, наставил пробку под отверстие, прижал ее брусом, а Байдуков ударами кувалды по другому концу бруса вогнал пробку в отверстие. Течь прекратилась. Пробку укрепили.

Только два повреждения остались неисправными: сгоревший электромотор да погнутые балкер и ограждение вертикального руля, которые мешали перекладывать перо руля с борта на борт. С трудом моряки сумели установить его в нулевое положение. Пришлось изменять число оборотов главных гребных электродвигателей, чтобы управлять лодкой по курсу…»

В этом походе мичману Поспелову не раз доводилось проявлять решительность и мужество. Еще когда подводная лодка прорывалась в Ботнический залив через Южный Кваркен, по оплошности рулевого горизонтальщика лодка «занырнула» за предельную глубину погружения. Потребовалось немедленное вмешательство трюмных, чтобы вывести лодку из опасного положения. Это сделал Василий Иванович — не теряя присутствия духа, в высшей степени мастерски.

Израненная, покалеченная глубинными бомбами подводная лодка с трудом, опоздав против установленного срока на четыре дня, дошла до острова Лавенсаари. Всплыв под перископ, Маланченко увидел, что на встречающем «охотнике» сыграна боевая тревога, а звено сторожевых катеров, отрезав выход из Финского залива, дало полный ход, явно намереваясь пробомбить район появления лодки. Секунды промедления грозили гибелью. И тогда Маланченко скомандовал:

— Продуть среднюю! Боцман, всплывай!

Едва рубка подлодки показалась из воды, справа и слева, почти вплотную к ней на огромной скорости промчались катера под бело-голубыми краснозвездными флагами.

— Ура! Ура! «Тринадцатая»!..— восторженно приветствовали подводники. Подоспевшие вслед за ними буксиры медленно потянули подводную лодку к пирсу.

Бывший торпедист «тринадцатой» И. Павлятенко вспоминает: «В 1968 году мне посчастливилось встретиться с отважным летчиком-балтийцем Героем Советского Союза Цоколаевым, базировавшимся в сорок втором году на острове Лавенсаари. Вот что он рассказал именно об этом случае:

«…Тянут вашу лодку два буксира, а с высоты видно, как впереди идут три тральщика. Специально для вас тралы тянут. По бортам слева и справа— сторожевые катера, готовые в любую минуту за вас в бой вступить. А я со своим звеном за воздухом слежу. Слов нет, чтобы выразить эту яркую картину флотской дружбы…»

На собрании команды при подведении итогов похода командир лодки капитан-лейтенант П. П. Маланченко поблагодарил весь личный состав, но особенно отметил В. И. Поспелова.

Прорыв советскими подводными лодками сильно укрепленных рубежей противолодочной обороны, прочностью которых гитлеровское командование хвасталось на весь мир, вызвало переполох в фашистской Германии.

Фашисты вынуждены были признать провал своего плана на Балтике.

Западногерманский историк Юрген Майстер, изучавший ход второй мировой войны, уже в послевоенное время оценил происшедшее более точно. «В стратегическом отношении Германия уже в 1942 году в морской войне на Балтийском море была вынуждена перейти к обороне»,— писал он.

Не сбылось заявление Гитлера: «Немецкие гренадеры, прошагавшие с победой все расстояние от Восточной Пруссии до пригородов Ленинграда, найдут в себе силы пройти и оставшиеся десятки километров…»

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *