Польские учебные корабли

«Дар Поможа»
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В социалистической Польше большое внимание уделялось воспитанию будущих моряков как торгового, так и военного флотов. В распоряжении морских училищ было несколько учебных парусных средств, большинство из них можно видеть на почтовых марках этой страны.

Рассказ о польском парусном учебном флоте следует начать со «Львова», любовно называемого в Польше «колыбелью мореплавателей». Его изображение есть на марке из серии 1971 года. Это был крупный четырехмачтовый барк со стальным корпусом, построенный в 1868 году в Биркенхеде (Англия). Вместимость его была равна 1293 тоннам при регистровой длине 65,7 метра, ширине — 10,7 метра и осадке — 7 метров. Во время одного из капитальных ремонтов в последующие годы на нем был установлен вспомогательный двигатель.

Барк вступил в строй в 1869 году и под именем «Чинзура» перевозил эмигрантов в Австралию. Затем он сменил много хозяев и несколько названий («Луччо», «Нест», «Сайлинг Весл»), пока не перешел в 1920 году в собственность польского правительства.

Польша приобрела барк специально для учебных целей, и уже в 1921 году судно, названное «Львов», вышло в свое первое плавание по Балтике с курсантами морского училища торгового флота. В 1922 году судно посетило Англию и Францию, где вызвало своим появлением сенсацию. Старый парусник отлично служил делу воспитания будущих капитанов польского флота и пользовался их всеобщей любовью. Плавания барка продолжались до 1930 года. Когда Польша приобрела новый учебный корабль, «Львов» был превращен в стационарную базу подводных лодок ВМФ, а затем в плавучий склад. Когда в 1938 году он пошел на слом, одна его мачта была установлена в качестве сигнальной мачты на территории казарм

ВМФ, где и находилась вплоть до 50-х годов, являясь как бы символом преемственности морских традиций.

На смену «Львову» в 1930 году пришел трехмачтовый фрегат «Дар Поможа», или, как его зовут с любовью моряки, «Белый фрегат». А на смену судну «Дар Поможа», превращенному в музей, пришел «Дар Млодзежи». В 1978 году молодежь Гданьска обратилась с призывом собрать средства на постройку нового учебного парусника. Радио и печать популяризировали идею создания учебного судна на средства, собранные молодежью. Почта тоже внесла свой вклад в дело сбора средств на строительство — в ряде почтовых отделений применялся специальный почтовый штемпель, напоминающий о сборе средств. Призыв нашел широкий отклик среди всех слоев населения.

В 1981 году на гданьской судоверфи имени В. И. Ленина был заложен парусник «Дар Млодзежи», проект которого разрабатывался с учетом большого опыта, накопленного в ходе многочисленных рейсов учебных парусных судов мира. Как и «Дар Поможа», это было судно с полным корабельным вооружением, но несколько больших размеров. При постоянном экипаже в 46 человек «Дар Млодзежи» мог обеспечивать практику 150 курсантов.

5 мая 1982 года на «Даре Млодзежи» был поднят флаг, а в июне он уже принял участие в «Операции Парус» со 144 курсантами на борту и показал неплохие результата.

Учебному парусному судну ВМФ Польши «Искра» посвящены почтовые конверты, выпущенные к выставке «Морфил-74»; изображение его можно видеть и на специальном почтовом штемпеле этой выставки.

Это парусник-ветеран, он находился в строю более 60 лет. Шхуна была построена в Голландии в 1917 году и вначале плавала под именем «Флиссинген». После продажи шхуны Англии в 1925 году она стала называться «Сент Бланк». В 1926 году судно было куплено доя польского ВМФ, причем, значительную часть расходов на ее покупку покрыл фонд добровольных взносов, организованный молодежным журналом «Искры».

После капитального ремонта на шхуне, получившей имя «Искра», 1 января 1927 года был поднят военно-морской флаг Польши. С этой поры она почти все время, за исключением военного времени, плавала с курсантами военно-морского училища Гдыни.

На борту этой небольшой трехмачтовой шхуны проходило практику 40 курсантов, а постоянный экипаж ее насчитывал 50 человек.

Во время второй мировой войны «Искра» служила базой английских торпедных катеров в Гибралтаре и носила имя «Лигми». В 1948 году она возвратилась в Польшу и продолжала службу в качестве учебного парусника под прежним именем. За пятидесятилетнюю службу под польским флагом шхуна прошла свыше 250 тысяч миль, посетила многие порты Европы, Африки и Северной Америки, неоднократно заходила в порты Советского Союза. Около 4 тысяч будущих офицеров военно-морского флота ПНР прошли морскую практику на борту этого судна.

В 1977 году шхуна закончила активное плавание и была превращена в стационарную учебную базу. На смену ей пришло в 1982 году новое учебное парусное судно —бригантина «Искра-2», которая была построена на судоверфи имени В. И. Ленина в Гданьске.

«Дар Поможа»

Флагманскому судну Союза польских харцеров — трехмачтовой шхуне «Завиша Чарны» Министерство связи ПНР посвятило маркированную почтовую карточку с оригинальной маркой. Шхуна эта была перестроена из траулера в 1959—1961 годах и названа в честь легендарного польского рыцаря, героя Грюн- вальдской битвы. В довоенное время под этим же названием плавала с харцерами на борту другая шхуна, которой командовал известный польский яхтсмен и горячий сторонник «оморячивания» молодежи М. Заруский.

Шхуна является сравнительно небольшим учебно-прогулочным судном водоизмещением 197 тонн, но она хорошо выдерживает штормовую волну и совершает дальние плавания с выходом на океанские просторы. Постоянная ее команда насчитывает всего шесть человек, а остальные 40 человек — это молодежь, на собственном опыте познающая тяжелый труд моряка.

На борту «Завиша Чарны» имеется почтовое отделение со своим календарным штемпелем, на котором изображена шхуна.

Именем капитана довоенной шхуны «Завиша Чарны» — М. Заруского назван небольшой гафельный кэч, изображение которого можно видеть на марке Польши, вышедшей в 1948 году. Этот кэч был построен на верфи Экенёса (Швеция) в 1938 году и приобретен Польшей для торгового флота в качестве учебного судна. Судну было присвоено название «Генерал Заруский».

Во время второй мировой войны кэч оказался в Швеции и плавал под именем «Круссарен». После войны судно было возвращено в Польшу. Сейчас судно носит имя «Мариуш Заруский». На нем имеется постоянный экипаж из трех человек, число курсантов, принимаемых на время плавания, — 25 человек.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *