Посадка с бомбовым грузом

танковая рота

Рискуя жизнью

В 80-м гвардейском бомбардировочном авиаполку, где старший лейтенант Белявин служил заместителем командира эскадрильи, его считали одним из самых храбрых и умелых офицеров. Он воевал на Южном, Закавказском, Воронежском, Степном фронтах, совершал боевые вылеты, производил разведку войск противника.

Белявин проявлял исключительную целеустремленность при выполнении задания командования. В мае 1942 года он вылетел на бомбежку. Когда до цели оставалось 100 километров, заклинил один из двух моторов. Облегчить самолет, немедленно освободившись от бомб, было невозможно, — под крылом лежала своя территория.

Проявив хладнокровие и мастерство, старший лейтенант благополучно совершил посадку с бомбовым грузом, спас самолет и экипаж. После ремонта мотора машина снова поднялась в воздух и взяла курс на намеченный объект. Смертоносный груз был сброшен на цель.

В другой раз при отходе от цели группу бомбардировщиков внезапно атаковали фашистские истребители. В воздушной борьбе был поврежден самолет командира. Тогда старший лейтенант Белявин плотно пристроил свою машину в хвосте поврежденного самолета, охраняя его от противника, а затем метким огнем сбил наседавший Me-109.

Вражеские истребители усилили атаки на самолет, прикрывавший командира. Был ранен стрелок-радист, разбиты стабили-затор и руль управления. Машина получила более 30 пулевых пробоин. Однако летчик умело вел свою машину и вышел из боя только тогда, когда командирский самолет оказался над территорией, занятой советскими войсками.

Бомбардировщик Белявина терял высоту, но старший лейтенант сумел выпустить шасси и, как сказано в наградном листе, «совершенно неуправляемую машину классически посадил на запасной аэродром». Рискуя жизнью, старший лейтенант Е. С. Белявин спас командира и его экипаж.

10 августа 1943 года две девятки наших ПЕ-2 получили задание бомбить вражеские войска на дороге Харьков — Люботин. Заместителем ведущего одной девятки был Е. С. Белявин. Несмотря на сильный огонь зениток, наши бомбардировщики точно сбросили бомбовый груз на войска врага.

Летчик Е. С. Белявин совершил 153 боевых вылета, успешно уничтожал боевую технику и живую силу врага.

танковая рота

От Харькова до Берлина

Танковая рота 9-го полка 1-го механизированного корпуса под командованием капитана Бортовского, освободив село Казачья Лопань, стремительно двигалась к Харькову.

8 августа 1943 года у высоты севернее села Мироновка дозорные заметили более 30 вражеских танков.

«В лоб тридцать машин врага не возьмешь», — думал командир роты, вырабатывая план очередного боя.

— Атаковать будем первыми, внезапно, но не всеми силами, а одним взводом. Остальным сделать обходной маневр и ударить с тыла, — передал Бортовский командирам взводов и повел в атаку четыре танка.

Маневр удался. Тридцать вражеских машин выползли из-за высоты и двинулись навстречу отважной четверке. Завязалась перестрелка. Фашисты спешили на сближение, чтобы уничтожить советские танки, и не думали о своем тыле.

Танкисты второго и третьего взводов открыли огонь. Первыми же выстрелами они подбили три вражеских танка. Враги заметили, что у них в тылу русские, и начали разворачивать машины для отражения атаки. В этот момент они были очень удобной мишенью.

Опять загремели выстрелы. Загорелось еще два танка. У фашистов началась паника. Отстреливаясь, они на большой скорости отходили к югу. В неравном танковом бою рота советских танкистов обратила в бегство батальон врага…

В другой раз рота Бортовского занимала оборону на важной в тактическом отношении высоте. Фашистское командование решило захватить высоту любой ценой. Бой длился уже вторые сутки.

Наши танкисты, удачно маневрируя, создавали видимость, что высоту обороняет не рота, а, по крайней мере, полсотни советских машин. Хитрость удалась. Фашисты стали снимать силы с других участков фронта и подтягивать их к высоте. Задача была выполнена. Время, необходимое для перегруппировки сил и подготовки наступления, было выиграно.

Офицер Бортовский прошел дорогой боев от Харькова до Берлина. На его счету десятки уничтоженных гитлеровских танков, орудий, сотни солдат.

После войны продолжал службу в Советской Армии, передавал свой боевой опыт и знания молодым воинам. По болезни вынужден был уйти в запас. В 1962 году после тяжелой болезни Матвей Нестерович Бортовский скончался.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий