Последний рейс «Памира»

Барк Памир
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В связи с разразившимся мировым капиталистическим кризисом фирма «Ф. Лайеш» стала продавать свои нерентабельные «Летающие Пи». Так четырехмачтовый стальной барк «Памир», построенный в 1905 году, за бесценок купил предприимчивый финский арматор Густав Эриксон.

Эриксон эксплуатировал «Памир» на традиционных линиях Европа — Южная Америка, Европа — Австралия вплоть до начала второй мировой войны. После ее окончания, когда Эриксон умер, «Памир» в 1950 году стал под флагом ФРГ использоваться как учебное судно подготовки моряков торгового флота, при этом перевозя массовые грузы.

Последний свой рейс «Памир» совершил в 1957 году. На борту барка было 86 человек экипажа, из них 51 практикант — учащиеся морских учебных заведений ФРГ. В трюмах «Памира» находился груз — ячмень, который был принят в Буэнос-Айресе и предназначался для Бремерхафена. Приняв в трюм 3800 тонн ячменя, что являлось явным перегрузом, командование барка приняло решение не заполнять забортной водой балластных междудонных цистерн. И хотя старший офицер возражал против этого, решение не было отменено, и «Памир» вышел в рейс.

Несмотря на преклонный возраст, «Памир» не был устаревшим судном: перед рейсом на нем сменили такелаж, и он был укомплектован опытным в парусном деле командным составом. На барке имелись радиоустановка и штатный радиооператор. Техническим недостатком «Памира» являлось то, что четыре его трюма не имели современных закрытий, а задраивались примитивными деревянными лючинами, которые сверху укрывались брезентовыми чехлами.

2 сентября 1957 года, когда «Памир» находился в центре Северной Атлантики, метеоразведкой был обнаружен формирующийся тропический циклон. Через несколько суток циклон сформировался, был назван «Керри» и двигался своим «традиционным» путем — на северо-запад. Но 10 сентября он резко свернул на север, а 14 числа его путь пролегал уже на запад-северо-запад, и он имел скорость 10—12 узлов. На «Памире» об урагане ничего не знали из-за нерегулярности радионаблюдения и связи.

По имеющимся скудным данным, можно предположить, что в 10.00 21 сентября «Памир» находился на пути урагана, в его левой половине, в расстоянии около 50 миль от «глаза бури». После 10.00 команда пыталась убрать верхние паруса, которые резко кренили судно на левый борт. Однако ураганный ветер не позволил сделать этого и даже спустить верхние реи. Попытка срезать паруса ножами не увенчалась успехом, и крен судна нарастал. Вскоре подветренный борт вошел в воду. Практиканты и экипаж столпились на наветренном борту, удерживаясь за снасти. Всем было приказано надеть спасательные жилеты. Через сорванные заглушки вентиляторов и капы трапов стало затапливать жилые помещения на твиндеке. Была сделана попытка растянуть запасной парус на вантах кормовой мачты, чтобы привести судно к ветру. Но и эта попытка не увенчалась успехом. Крен увеличивался, вода, продавив люковины, стала заполнять грузовые трюмы.

В 13.35 был подан первый сигнал бедствия. В это время «Памир» находился в точке с координатами 35°57′ северной широты и 40°20′ западной долготы. На помощь экипажу вышли корабли, вылетели самолета. В 15.03 был получен последний сигнал бедствия. На «Памире» была подана команда оставить судно. Предположительно в 16.00 21 сентября судно опрокинулось.

Только в конце вторых суток на полуразбитом вельботе была обнаружена группа практикантов в количестве 5 человек. И только на пятые сутки нашли второй вельбот, в котором находился матрос — единственный член штатной команды.

Барк Памир

Какие же ошибки допустил капитан «Памира» в этих обстоятельствах?

Во-первых, зная о недостаточной остойчивости «Памира», его капитан не приказал заполнить все балластные цистерны двойного дна в момент получения сообщения об урагане. Во-вторых, приняв решение о продолжении следования прежним курсом, то есть поперек движения урагана в непосредственной близости от его центра, следовало форсировать продвижение судна вперед. Однако в этих угрожающих судну обстоятельствах, не был даже включен вспомогательный двигатель. В-третьих, чрезмерная перегрузка судна парусами создала условия для опасного увеличения крена.

«Памир» погиб в 500 милях к западу от Азорских островов. Это была тяжелая авария крупнотоннажного парусника.

Подобная участь в том же году едва не постигла второй учебный барк ФРГ — «Пассат». Этот «Летающий Пи» из-за подвижности зерна тоже едва не опрокинулся, с трудом добрался до Лиссабона, а оттуда на буксире был приведен в порт Любек. Позже «Пассат» стал базой подготовки молодых моряков. А на океанские просторы ни один крупный парусник с грузом больше никогда не выходил.

«Памир» отображен на марках Новой Зеландии и на блоке Парагвая.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *