Празднование нового года при Петре I

Петр и Новый год
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Празднование Нового года практически у всех народов является одним из древнейших праздников, поскольку было связано с природными циклами и основными занятиями людей. Особенно этот праздник был значим для земледельческих народов, поскольку земледелие наиболее тесно связано с этими циклами.

Именно поэтому первоначально у славян новый год начинался 1 марта – перед сельскохозяйственными работами. Даже принятие христианства вместе с византийским календарем не привело к одновременному полному переходу начала нового года 1 сентября, как это происходило в Константинополе. Долгое время на Руси даже в летописных сообщениях использовались как сентябрьское начало года, так и мартовское. Окончательно началом нового года 1 сентября становится только в конце XV века. В значительной степени это было связано с падением Византии и превращением Москвы в «третий Рим», который подхватил падшее знамя православного центра. Переход к январскому году, произведенный Петром I, был связан с изменением официальной политико-культурной традиции, которая теперь в качестве образца ориентировалась на западные страны.

Безусловно, важнейшей предпосылкой реформы стало Великое посольство Петра в Европу, где он познакомился с местными обычаями, многие из которых пришлись ему по душе. В их числе было и веселое празднование Нового года.

Время было неспокойное

Начиналась подготовка к Северной войне. Поэтому с Новым годом Петр связывал особые надежды. Северная война – это прорыв в Европу. С этим же связывался и переход к новому летоисчислению от Рождества Христова вместо Сотворения мира и новому празднованию нового года 1 января – все, как это было принято в европейских странах. При этом, правда, Петр не мог перевести страну с юлианского на европейский григорианский календарь из-за смещения дат церковных праздников. Так Рождество Христово «переехало» бы на 7 января, и в результате 1 января оказался бы днем периода Рождественского Филиппова поста, и пышно отмечать Новый год было бы православному народу не очень к месту (как это и происходит в наше время). Петр, хоть и не очень жаловал церковные правила, пойти такую коренную ломку не решился.

Что интересно

1 сентября 7208 года Петр еще торжественно и по традиции чинно отметил начало нового года. Ему не хотелось заранее обнаруживать свои намерения из-за неминуемого недовольства церковных деятелей, да и православного народа вообще. Ведь праздник был именно церковным (да и таковым он еще какое-то время оставался в дальнейшем). Но прошло всего чуть больше каких-то трех месяцев, и 20 декабря вышел царский Указ, который утверждал новое летоисчисление. Изменения обосновывались тем, что во всех христианских странах, в том числе и православных, годы исчисляют от Рождества Христова, и только в России сохраняется счет от Создания мира, что приводит только к розни. По этой же причине год справедливо должен начинаться 1 января – через несколько днем после Рождества. А тут еще как раз во всех этих странах подходит круглый 1700 год и потому добро и полезно все это ввести и в России.

Конечно, начинать празднование должно после церковного молебна. Но затем всем состоятельным людям нужно украсить свои ворота ветвями хвойных деревьев. Царь обстоятельно указывает на образец этого украшения – ворота аптеки, Гостинного двора, где, видимо, постарались иноземцы. Впрочем, царь не настаивает на точном копировании – как кому угодно. Люди же победнее хотя бы веточку должны над «хороминой» своей поставить.

Петр и Новый год

Первого же января каждый должен поздравлять друг друга с Новым годом и новым веком, организовывать фейерверки. В этом вопросе царь тоже справедлив: знатным людям полагается устраивать пышные салюты, а бедным скооперироваться поджигать ночь «худые» бочки, наполнив их соломой хворостом. Как говориться, главное — участие. И все эти украшения должны стоять, пылать, а люди веселиться – до 7 января.

Дела Петра обычно не расходились с делом. Он принял участие в церковном праздничном молебне в ночь на 1 января, и даже подпевал хору. Но главные торжества начались днем. Петр провел парад своих войск на Красной площади, привез туда более двухсот пушек, которые палили беспрерывно последующие шесть дней. Праздничные мероприятия были разнообразные и весьма затейливые. Царь с приближенными разъезжал по всей Москвеи заходил, вернее, заваливался в разные приглянувшиеся дворы и там веселился. Веселье было таким бурным, что иногда после отъезда царя такой двор представлял собой почти руины. Но Петр был справедлив и всегда компенсировал ущерб. Последующие празднования Нового года были еще более изобретательными – отмечались победы в Северной войне, вводились обязательные балы с участием жен и дочерей знати, чего ранее на Руси не было.

Реформы Петра

Реформы отличались радикальностью, решительностью в исполнении и насилием за невыполнение. Кроме того, это максимальная регламентация и вмешательство государства даже в детали повседневной жизни. Этого не избежало и празднование Нового года.

«В России прогресс достигается только насилием, принуждением!». Празднование Нового года он делал обязательным, с наказанием для тех, кто не веселился. Доставалось также и тем, кто вдруг не поставил ёлку на дворе.
Бывали случаи, что знатные люди, пришедшие к царю на новогодний прием, запирались там на несколько дней с требованием безостановочно веселиться. После такого праздника некоторые возвращались домой чуть живые.

В этом был весь Петр — то, что он считал благом, насаждал силой. Конечно, все это первоначально коснулось только знати, жителей столиц, которые составляли около 5 процентов населения. Простой народ первое время отмечал праздник по старинке – 1 сентября, потом – сразу два раза, и сентябрьский день стал «старым новым годом».

Все-таки январский праздник у многих был связан с Рождеством, а не началом года. Ну а потом, наконец, 1 января окончательно утвердился в качестве праздника для всех. Ну а в советское время с переходом на григорианский календарь, Новый год окончательно утратил религиозный смысл и даже стал ему противоречить, поскольку этот самый народный из праздников приходится на самые строгие дни Рождественского поста.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Празднование нового года при Петре I

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *