Представление славян о географии и карте мира

славяне о географии
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Надо сказать, что хотя славяне с момента своего появления были странниками и часто перемещались с места на место, об их ранних представлениях о мире в целом нам мало что известно.

Языческие представления о мире были тесно связаны с мифологией и имели весьма небольшое отношение к реальности. Они были завязаны на религиозном миропонимании, и были призваны объяснить смысл мира, а не его очертания.

Так населенные людьми земли, очертания которых представлялись слабо, представляли собой плоскую поверхность и были окружены огромным океаном, населенным мифическими существами, да и сам он вполне себе разумное существо. Недаром существовало понятие – «край земли». Где-то посреди Океана находится остров Буян, где обитают боги и, опять-таки, мифические существа. Еще более далеким является Беловодье — райское место на Земле.

Впрочем, время и обстоятельства появления таких представлений неизвестно. Письменных памятников, которые бы отражали географическую куртину мира, у славян в дохристианскую эпоху не было.

Но и в то время у славян существовали и знания, приближенные к реальности. Купцы, направлявшиеся по торговым делам по водным путям, воины, участвовавшие в походах или бывшие наёмниками в Византии – приносили сведения, которые пусть и не фиксировались письменно, но отражались в сказаниях, былинах.

Однако эти представления были отрывочны и не имели четкой системы. Славяне знали о народах Европы, с которыми соседствовали, о землях Востока, с которыми поддерживали отношения или воевали византийцы. Но настоящие системные представления сложились у них после оформления государства и принятия христианства.
Создание государственной системы повлекло за собой развитие дипломатии.

Да и ведение войн требовало относительно точных географических знаний. Поскольку славянские народы вступили на путь государственности позже многих народов Европы, то их географические представления были неоригинальны и заимствовались у более продвинутых цивилизаций, прежде всего, Восточной Римской империи – Византии, с которой у славян завязываются наиболее тесные культурные связи.

Ключевое значение для формирования географических представлений славян имело принятие христианства. Именно библейская картина мира стала в них доминирующей. Это ярко видно в первом летописном древнерусском своде «Повесть временных лет», где летописец Нестор опирается на ветхозаветные предания и сведения, почерпнутые из Хроники византийского хрониста IX века Георгия Амартола.

славяне о географии

Соответственно, в Повести обрисовываются земли и расселение на них народов после Великого потопа. Сыновья Ноя поделили Землю между собой. Нестор четко представляет, что Восточные земли, доставшиеся Симу, включают в себя Индию, Бактрию, Персию, Сирию, Аравию. Хаму же достались в основном Африканские земли.

Особый интерес у Нестора вызывает, конечно, место расселения славян, поскольку он и рисует всю эту историко-географическую картину, для того, чтобы показать место его собственного народа в истории и пространстве. Поскольку в Библии славяне не упоминаются за отсутствием таковых тогда на исторической сцене, Нестор опирается на данные Георгия Амартола, который помещает славян в уделе Иафета. Любопытно, что в этой картине мира наименьшее место уделяется землям Сима, а наибольшее – Иафета.

Разделение это для славян имело и цивилизационный характер. Они осознавали свою близость с другими потомками Иафета – европейской цивилизацией, и гораздо меньше знали о других потомках Ноя.

Вообще славяне имели достаточно ясное представление об окружающих народах, их родстве. Например, Нестор четко отделяет славянские народы от неславянских. При этом он показывает место изначального возникновения славян и их последующее расселение.

О хорошем знакомстве славян с окружающими в Европе народами говорит тот факт, что используя Георгия Амартола как источник по расселению народов, летописец Нестор называет и те, которые у Амартола не упоминаются, и для некоторых у славян были собственные, не заимствованные наименования, например, «немцы», «варяги». Иногда родство некоторых племен славяне представляли себе слабо.

Так Нестор перечисляет названия скандинавских народов, используя их разные наименования у разных народов: варяги, норманны, шведы, русь. Впрочем, летописец, как бы отвечая на вопрос, который много позже стал называть норманнским – что за народ «русь», дает довольно четкое ему объяснение. Русь – это варяги, такие же, как и шведы, норманны, англы и готландцы. Это должно убедить тех, кто полагает, что русь – это славяне, в скандинавском происхождении этого народа. Летописец пишет, что от тех варягов и прозвалась Русская земля. Нестор дополнительно указывает, что новгородцы после призвания Рюрика теперь варяжского рода, а ранее были славянами.

Конечно, наиболее точной информацией славяне владели о самих себе. Нестор подробно описывает места расселения славянских племен, как западных и южных, так и восточных, с точной привязке к рекам, горам и другим объектам. Только из летописей мы сейчас знаем, например, о том, на какие племена делились и где размещались славянские племена, из которых формировалась древнерусская народность.

Славяне неплохо ориентировались в расположении географических объектов. Так летописи отражают карту побережья Средиземного моря, где расположены Пелопоннес, Далмация, Ионические острова, Сицилия. Точно показано расположение европейских рек и народов, проживающих на берегах, например, Дуная, Вислы и других. Библейские материалы дали славянам информацию о ближневосточных и северо-африканских землях. Вместе с тем, о более далеких территориях представления смутные. Например, хотя славяне знают об острове Британия, летописец упоминает о нем среди средиземноморских островов – Сицилии, островов Адриатического и Эгейского морей.

Таким образом, можно сказать, что славяне, благодаря собственным перемещениям и контактам хорошо знали окружающие их земли, страны и народы, а также благодаря принятию христианства, получили информацию из библейской и греческой литературы о более далеких землях Азии и Африки, хотя для них она была довольно устаревшей (соответствовала времени написания Библии). Для славян география имела практическое значение – с какими народами были важные контакты, как проходили торговые пути. Абстрактные знания о далеких народах и мире вообще не привлекали их серьезного внимания.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *