Приключения подлодки «Batfish»

batfish
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Таким прозвищем явно гордился лейтенант-коммандер Файф после самого знаменитого похода его лодки SS 310 «Batfish», хотя вначале ничто не предвещало такого триумфа.

С началом Второй Мировой войны, понимая, что избежать участия в ней вряд ли удастся, а действовать придется на огромных океанских просторах, американские моряки позаботились о создании мощной и технологичной океанской подлодки, как они сами ее называли — «флотского» класса. Проект разрабатывали на основе лодки типа «Gar» (SS 206 «Gar», улучшенная лодка типа «Tambor», вошла в строй в начале 1941 года.).

В итоге создали три типа кораблей (или три серии одного проекта как иногда пишут в справочниках): SS 212 «Gato» (спущена на воду 21.8.41), SS 285 «Balao» (спущена на воду 27.1.42), SS 417 «Tench» (спущена на воду 7.7.44).

Причем заказ на первые 22 лодки разместили в июне 1940 года, а в сентябре добавили еще 47 единиц. Корабли не отличались друг от друга принципиально, хотя, конечно, в них постоянно вносились изменения, полученные по опыту эксплуатации.

Так например стандартный боекомплект у всех — 24 торпеды, или 40 мин. Однако начиная с SS 475 «Argonaut» ухитрились втиснуть в лодку 28 торпед, и т.д. Корабли получились технологичные, так во время войны одну из лодок спустили на воду через 56 дней после закладки, настолько уже отработали серийное изготовление однотипных кораблей и частичную автоматизацию постройки.

Корабли типа «Tench» успели повоевать (11 лодок), одержав ряд побед весной и летом 1945 года, но к тому времени японцы были «уже не те», не случайно из всех построенных лодок в бою погибла только одна — SS 479 «Diablo».

Основную тяжесть войны вынесли лодки второй серии «Balao», их и изготовлено больше всего — 121 единица, или 53% от 230 построенных в США с декабря 1941-го по 1 октября 1945 года. Строительство ряда лодок, особенно — типа «Tench», остановили в августе 1945 года, причем некоторые, как, например, SS 436 «Unicorn», спущенная на воду 3.5.46, так и простояли без движения до середины 60-х годов, пока не сданы на разборку.

Именно к типу «Balao» принадлежала SS 310. Министерство военно- морского флота перечислило 21 апреля 1942 года очередные 5 миллионов долларов компании «Электрик Боут». Та дружно взялась за работу, и 5 мая 1943 года SS 310 сошла на воду. В том же году она вошла в состав флота и отправилась «на фронт» — в юго-западную часть Тихого океана на усиление Азиатского флота США. 20 января 1944 года первый командир лодки лейтенант-коммандер Меррилл открыл свой и корабельный боевой счет, потопив пароход «Hidaka-Maru»(5486 брт).

Затем он сдал корабль лейтенант-коммандеру Файфу. Его первая жертва, потопленная 22 июня 1944 года, оказалась с гораздо более длинным названием «Nagaragawa-Maru», но заметно меньше по водоизмещению — 990 брт. В том же походе Файф уничтожил еще 2 цели, общим водоизмещением 261 тонна. Итог рейда — 1251 брт.

В войне против торговли на Тихом океане с его громадными просторами очень большую роль играла радиоразведка. До конца года SS 310 приняла участие в ряде операций против японских транспортов, обнаруженных именно на основании перехвата и расшифровки радиограмм противника.

Через два месяца 23 августа Файф вычеркнул из списков Императорского флота тральщик за номером W 22, а еще через три дня добил поврежденный авиацией эсминец «Samidare».

В октябре 1944 SS 310 упустила явную возможность отличиться. Планировалась операция» King-2″ высадка на филиппинский остров Лейте. 14 подлодок заняли позиции в районе от Борнео до Лусона. Несколько субмарин составляли группу, возглавлял ее один из командиров лодок. 21 октября лейтенант-коммандер Маклинток, командир SS 227 «Darter», получил извещение, что операция началась. Он пошел к проливу Балабак, оставив в проходе Палаван лодку SS 247 «Dace». Маклинток надеялся, что японцы отреагируют на атаку посылкой мощного отряда кораблей. Так оно и получилось. В море вышел 2-й японский флот — 2 линкора, 12 крейсеров, 14 эсминцев. Командир «Batfish» ничего не знал о высадке и продолжал следовать через Макассарский пролив в море Сулу, куда и вошел в ночь на 25 октября, упустив таким образом возможность атаковать японские корабли. Правда, их перехватили SS 227 и SS 247. Первая потопила тяжелый крейсер «Atago» и повредила крейсер «Takao», который так и чинился до конца войны в Сингапуре. Вторая субмарина послала на дно еще один крейсер — «Maya». Файфу оставалось только завидовать своим коллегам, но его звездный час был впереди.

Американские вооруженные силы применяли на Тихом океане тактику «лягушачих прыжков», захватывая отдельные наиболее крупные острова и блокируя оставшиеся в тылу. Снабжение окруженных гарнизонов становилось очень серьезной проблемой для японцев. Тихоходные гражданские суда безусловно не подходили, оставались быстроходные эсминцы и крейсера, а так же подводные лодки. Причем именно субмарины становились постепенно основными «грузовиками», возили все, начиная от риса в резиновых контейнерах и кончая легкими танками на палубе.

В течение 1943-1944 годов более трети японского подводного флота выполняло транспортные рейсы. Такое использование подлодок вызывало резкое недовольство как самих подводников, так и их командиров. Тем более, что снабжать приходилось армейские части. Разногласия между моряками и армейцами все росли. Дело дошло до того, что сухопутное военное ведомство начало самостоятельно строить транспортные подлодки. Такого не происходило больше нигде в мире.

В ходе захвата филиппинских островов, особенно Лусона в начале 1945 года, японские подводники пробовали противодействовать американскому флоту. К острову подтянулись 8 лодок типа Ro из метрополии и одновременно откомандированы Ro 113, Ro 115 из Индийского океана. Все, что они смогли сделать, это повредить десантный транспорт.

В конце января японская авиация на Филиппинах оказалась почти полностью парализованной. Часть самолетов сбили американцы, часть не могла летать из-за трудностей со снабжением. Невозможно было доставлять необходимые запчасти, и летчики оставались «безлошадные». Именно для вывоза пилотов и наметили очередную транспортную экспедицию. Лодки Ro 46, 112, 113, 115 получили приказ принять летчиков в Батулинано (северная часть острова Лусон) и доставить их в Такао на о. Формоза (Тайвань). Ro 112 вышла из Такао 8 февраля, а двумя днями позже оттуда же ушла Ro 113.

Американцы снова своевременно узнали о планах японцев и приняли контрмеры. Переход мог осуществляться только проливами Лусон и Бабуян. Туда и вышла лодка «Batfish».

Вечером 9 февраля в 22.50 на борту лодки заработал приемник облучения радиолокационными волнами. Включив свой радиолокатор, лучший чем японский, лейтенант-коммандер обнаружил цель в 5 милях от себя. Он начал сближение в надводном положении. Темной безлунной ночью объект атаки не просматривался, поэтому, когда в 23.31 Файф выпустил с 9 кабельтовых 4 электроторпеды, все они прошли мимо. Увеличив скорость, лодка заняла удачную позицию и в 00.01, наконец, смогла определить, что атакует японскую лодку. Через 60 секунд снова Файф скомандовал «Залп», и 3 торпеды пошли на противника уже с расстояния около полумили. Первые минуты дня 10 февраля стали последними в жизни японцев на борту лодки.

Позднее «Batfish» несколько раз пересекла район атаки, но спасти никого не удалось. На рассвете лодку атаковали самолеты, причем один сбросил торпеду, поэтому американцы долго отлеживались на дне. На следующий день в 19.15 снова на борту американской лодки засекли работу радиолокатора противника. Файф пошел на сближение, но только через час и 12 минут смог разглядеть, что опять атакует «японку». Началось приготовление к торпедной атаке, но, вероятно, противник что-то заметил и в 20.30 погрузился. Через 30 минут акустик SS 310 доложил, что слышит шум продуваемых цистерн, а спустя минуту оператор доложил: «Цель на расстоянии 4 миль». «Batfish» поддала газу и пошла на сближение, одновременно лодка заходила в точку атаки.

batfish

В 22.04 4 торпеды вошли в толщу воды и понеслись к противнику. Ночная тишина сменилась мощным взрывом, возвестившим, что корабль Императорского флота Ro 112 перестал существовать. Спасенных опять не было.

Наконец в 01.55 уже 12 февраля американский радиолокатор снова сообщил о наличии цели, движущейся все в том же направлении к Лусону. Как и в прошлый раз японцы снова что-то заподозрили, и когда расстояние сократилось до 3 миль, погрузились. Опять события развивались по прошлому сценарию. По неясным причинам японцы не маневрировали, а просто уходили прямым курсом. Американский командир рассчитывал именно на такой ход событий и, обогнав японцев по поверхности, встал в засаду. Радиолокационная отметка цели, появившаяся на экране примерно через час, подтвердила догадку Файфа. Погрузившись под перископ, чтобы можно было продолжать работать радиолокатором, он прицелился и дал залп. Как и две предыдущие лодки Ro 113 оглушительно взорвалась в 4.49. Утром американцы осмотрели место атаки. Спасенных не было и на этот раз. На поверхности плавали различные обломки и несколько книг.

Почти все летчики так и остались на Лусоне. Только Ro 46 выполнила один транспортный рейс, но высадив пассажиров 12 февраля в Такао, она ушла в Японию.

Третья «убитая лодка» оказалась последней в биографии «Batfish».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *