Продолжать ночную охоту

Для ночной охоты и минирования

1944 год явился годом активных наступательных действий наших войск на Карельском фронте и Крайнем Севере. Район боевых действий пятого полка охватывал всю территорию Карельского фронта от Баренцева моря до Онежского озера. Выполняя задания командования, полк переносил свою боевую деятельность с одного участка на другой на всем тысячекилометровом протяжении фронта.

К этому времени в личном составе полка произошло много изменений. Были переведены в другие подразделения заместитель командира полка по летной части Петр Павлович Москаленко, главный инженер Юрий Семенович Майборода, командир эскадрильи Павел Семенович Кудицкий, а также опытные летчики Макс Федорович Редьков, Дмитрий Иванович Барилов, Алексей Андреевич Найденко, Генрих Эдуардович Рыбицкий, Иван Константинович Чуриков, Кирилл Никитович Гавва, Дмитрий Иванович Петров и другие.

На смену пришли молодые пилоты и техники, которые горячо взялись за освоение полетов на Севере и успешно справлялись с выполнением боевых заданий.

Когда активизировались боевые действия наших войск на Медвежьегорском направлении, полк получил задание бомбардировать передний край противника и объекты в его ближнем тылу.

На аэродром, расположенный в тринадцати километрах от линии фронта, была перебазирована группа самолетов из эскадрильи командира Леонида Михайловича Бровермана. Ночное бомбометание в основном выполнялось на самолетах ПО-2.

Бомбовая загрузка составляла двести килограммов — но нескольку бомб весом двадцать пять — пятьдесят килограммов. Такая бомбардировка не могла привести к большим разрушениям военных объектов, но наносила потери в живой силе, а главное, оказывала большое моральное воздействие на солдат противника. На бомбометание гарнизонов противника вылетали молодые летчики, которые, несмотря на небольшой боевой опыт, успешно выполняли боевые задачи.

Более опытные пилоты на самолетах П-5 продолжали ночную охоту, уничтожая эшелоны в пути и разрушая железнодорожные сооружения.

Помимо этого полк впервые на Карельском фронте применил минирование железнодорожных путей на перегонах с воздуха. Применялись стокилограммовые бомбы с замедленным взрывателем.

Для ночной охоты и минирования

Для ночной охоты и минирования полку был выделен участок железнодорожной магистрали Суоярви — Петрозаводск — Медвежьегорск, где днем и ночью шли эшелоны противника. Днем эти эшелоны подвергались нападению истребителей и штурмовиков, а с наступлением темноты — ночных охотников.

В июне 1944 года войска Карельского фронта перешли в наступление на Свирском и Медвежьегорском направлениях. Потребовалось забросить в тыл противника несколько разведывательных групп и обеспечить партизанские отряды всем необходимым для ведения боевых операций. Эти задачи были решены летным составом пятого полка.

Петрозаводск был освобожден 28 июня 1944 года. Первым самолетом, прилетевшим в Петрозаводск в день его освобождения, был гидросамолет МБР-2 под управлением Сергея Скоренко. Он с представителями штаба фронта на борту опустился на озеро у набережной и был горячо встречен жителями освобожденного города.

Осенью 1944 года немецкие войска на Крайнем Севере были полностью разгромлены. Финляндия заявила о своем выходе из войны.

Личный состав 5-го отдельного авиаполка ГВФ в годы Великой Отечественной войны внес важный вклад в обеспечение скорейшей победы над врагом на Карельском фронте. Пилоты, командиры, политические работники и наземный инженерно-технический состав проявили исключительно высокое чувство патриотизма, большую инициативу и мастерство, смелость и героизм.

Полк за годы войны совершил 50 830 боевых самолето-вылетов, из них сотни и тысячи с посадкой в тылу противника. За один только 1942 год было перевезено свыше двадцати семи тысяч солдат, офицеров и партизан, доставлено на фронт 1400 тонн боеприпасов. Интересно отметить, что более половины всего боевого налета падает на такие мирные самолеты, как ПО-2 и Ш-2.

О героизме личного состава 5-го отдельного авиационного полка ГВФ свидетельствуют правительственные награды. Орденами и медалями Советского Союза награждено более сорока процентов состава полка.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий