Происхождение Тамерлана

Происхождение Тамерлана

Тамерлан (Аксак Тимур) родился в 1335 году в семье эмира Тарагая из рода барлас (относящегося к монголам). В некоторых легендах рассказывается о том, что при рождении у ребенка волосы были белые, а в сжатом кулачке будто бы нашли сгусток крови. Возможно, это историческая легенда, придуманная позже. Вспомним, что о Чингисхане существует точно такая же легенда. Причиной рождения подобной легенды, видимо, служат его многочисленные кровопролитные походы, великие свершения, оставшиеся в памяти людей, всемирная слава и непомерная жестокость этого завоевателя. Люди ведь хотят понять и объяснить причины появления таких личностей.

А когда у ребенка еще при рождении обнаруживаются такие необычные признаки, это вроде бы указывает на вмешательство в судьбу тайных сил, которые играли в его жизни определенную роль. И это решает все вопросы, служит как бы объяснением подобных явлений.

А ведь вопрос довольно серьезный, так как появление таких личностей на мировой арене действительно окутано некоей тайной, которую человек понять не может. Это не должно быть случайным стечением обстоятельств. Впрочем, в этом случае мы рекомендуем прочитать эзотерическую книгу писателя Даниила Андреева «Роза Мира», из которой читатель может почерпнуть ответы на многие подобные вопросы.

Да, великий завоеватель Тамерлан (Аксак Тимур) является выходцем из рода барлас. А как попал этот монгольский род в Мавераннахр? Имеется довольно интересная история этого вопроса. И выяснение его поможет нам понять, продолжателем каких традиций являлся джихангир Тамерлан (Аксак Тимур).

Наследники Чингисхана

Чингисхан еще при жизни завоеванные земли, а также земли, которые будут в будущем завоеваны, оставил в наследство трем своим сыновьям — Тулую, Чагатаю и Джучи. А четвертый сын Угедей занимал главный трон в Монголии. Из этих земель Туркестан, Мавераннахр и Хорезм достались сыну Чагатаю.

Так появляется большой Чагатайский улус. Если в восточных степных районах этого улуса жили кочевники, то на землях, расположенных между реками Амударьей и Сырдарьей, то есть в Мавераннахре, люди с древнейших времен вели оседлый образ жизни. Там много богатых городов, процветают торговля, ремесла и культура. Великий шелковый путь как раз проходит через эти земли, транзитная торговля обеспечивает города всем необходимым.

В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме проходит большой курултай. На нем решался вопрос о престолонаследии — кто станет великим каганом всей Монгольской империи. На курултае при поддержке золотоордынского хана Вату внук Чингисхана Мунке выбирается каганом.

А через некоторое время наследники Угедея и Чагатая начинают противодействовать Мунке кагану. Начинается борьба. В этой борьбе многие наследники Угедея и Чагатая лишаются жизни. По этой причине бывшая часть Чагатайского улуса Мавераннахр переходит в руки золотоордынского хана Вату, а после его смерти в 1255 году — его брата Берке хана.

В период правления Мунке кагана (1251-1259) его родственник Хулагу совершает поход в Иран, захватывает город Багдад (1258 г.), уничтожает династию Аббасидов. Он своей столицей выбирает город Тебриз. Таким образом, по соседству с Золотой Ордой появляется новое враждебное государство Хулагуидов.

Разделение Монгольской империи

Воспользовавшись изменением политической ситуации, один из наследников Чагатая Алгуй хан добивается того, что Мавераннахр из рук ханов Золотой Орды переходит в его руки. Так, развитые в культурном отношении города Мавераннахра снова переходят в руки монголов. Но их ни оседлая жизнь, ни распространенная здесь религия ислам совершенно не интересуют — лишь бы из городов и обрабатываемых местным населением земель шли налоги в виде ясака.В Мавераннахре они назначают правителем эмира Масудбека и редко вмешиваются в его дела.

Наследники ЧингисханаНо время оказывает свое влияние и на монголов. В дальнейшем некоторые из наследников Чагатая начинают тянуться к городской жизни, принимают ислам и оказываются под воздействием мусульманской культуры. Как отмечают историки, например, церемония назначения на ханство одного из таких представителей — Мубарак хана проводилась не в Семиречье, обычно проходили такие торжества в долине реки Или, на реке Ангрен, в цветущем оседлом районе Мавераннахра.

Это было впервые в истории. И с точки зрения кочевников, это было нарушением древнего обычая. Это был верный признак того, что некоторые ханы из рода Чагатая воспринимали близко уже не кочевой образ жизни, а удобную жизнь богатых городов.

Вернемся снова к истории Тамерлана (Аксак Тимура). Его род барлас в Мавераннахр переселился именно в этот период вместе с Мубарак ханом. Барласы выбирают для проживания долину реки Кашка-Дарья. В эти же годы сюда переселяется и род джалаир, представители которого располагаются на берегах реки Ангрен.

Надо отметить и то обстоятельство, что переселившиеся сюда монгольские роды еще при жизни в Семиречье довольно сильно отюречиваются. На новом месте этот процесс усиливается еще больше, и через несколько поколений они уже забывают монгольский язык. Например, Тамерлан (Аксак Тимур) совсем не знал монгольского, зато прекрасно говорил на тюркском и таджикском языках.

Кочевой и оседлый образы жизни

Таким образом, влияние богатых городов начинает разлагать часть Чагатайского улуса, возникают две противостоящие партии. Если одна из них ратует за сохранение древних степных традиций, по обычаю предков призывает держаться подальше от городов, которые являются рассадниками всего порочного, другая же, наоборот, уже успела испытать удобства городской жизни, оценила выгоду тех богатств, что текли в карманы от транзитной торговли, привыкла жить в красивых и оснащенных дворцах, пользоваться горячими банями, прогуливаться в цветущих садах с арыками, общаться с музыкантами, поэтами, прибывающими из мусульманских стран учеными, а также имела у себя нежнейших наложниц.

И конечно, все эти преимущества городской жизни они не хотели обменять на суровую действительность степного существования. Так в Чагатайском улусе возникает два типа людей, по-разному относящихся к жизни. Если монголы Семиречья недолюбливали изнеженных жителей Мавераннахра, то оседлое население Мавераннахра с иронией относилось к грубости и неотесанности степных богатырей. Это обстоятельство, как естественный процесс, в дальнейшем приводит к разделению Чагатайского улуса на две самостоятельные части.

Кочевой и оседлый образы жизниКонечно, этот процесс шел медленно и незаметно. Но, когда Тамерлан (Аксак Тимур) вышел на историческую арену, Моголистан и Мавераннахр уже жили как два самостоятельных государства. Однако в это время в Мавераннахре не было сильной личности, которая бы собрала страну в единый кулак. Мелкие правители, враждуя между собой, старались вести самостоятельную политику.

Таким образом, в середине XIV века возникают исторические предпосылки к появлению сильной личности, которая бы прекратила междоусобную борьбу и объединила Мавераннахр в единое и сильное государство. Появление на исторической арене фигуры Тамерлана (Аксак Тимура) было, видимо, как раз удовлетворением судьбой возникшей потребности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *