Противолодочная война

подлодка
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Всего в Германии до капитуляции построено 1188 подлодок всех типов, из них за войну 1131 единица. Лодок типа VII — 718 единиц, или 60, 4 % от общего количества.

Именно лодки типа VII оказались «рабочими лошадками» Кригсмарине в Битве за Атлантику. После оккупации Франции выход в океан сократился почти на 500 миль, и теперь даже средние лодки получили возможность выходить туда. Чтобы продлить их пребывание в море, строили и лодки торпедовозы, и танкеры-снабженцы. Именно «семерки» составляли основу «волчьих стай». Лодки выполняли множество заданий — оперировали против судоходства, вели метеорологическую разведку в океане, перевозили грузы, ставили мины, обстреливали берег и т.д. и т.п.

Средние подводные лодки в начальный период войны достигли больших результатов, но к середине войны их боевая устойчивость и эффективность значительно снизилась.

Германский флот потерял за войну 781 лодку от всех причин, из них «семерок» — 546 (76% наличного состава, или 69% от всех погибших лодок). По годам 1939 — 4, 1949 — 8, 1941 — 26, 1942 — 68, 1943 — 160, 1944 — 185, 1945 — 95. В подсчет включены «семерки» всех серий. Вообще продолжительность жизни подлодки оказалась весьма небольшой. Так из всех погибших субмарин 417 (52, 8%) закончили свое существование в первый год службы, причем 143 из них (18, 3%) — в первые полгода. Ко второму году погибло 653 лодки (83, 6%). Хотя находились и «рекордистки», проплававшие всю войну. Самыми старыми лодками типа — VIIC оказались U 72 и U 96, они обе попали в Бремене под бомбы союзников 30 марта 1945 года.

Противолодочная война принесла «семеркам» много неприятных сюрпризов. Так в сентябре 1944 года при потоплении последней лодки на Средиземном море — U 407 на нее сбросили тонную (!) глубинную бомбу, подводники видимо настолько были потрясены, что субмарина, всплыв на поверхность, таранила эсминец. Зато через полгода U 905 уничтожили по всем правилам противолодочной войны будущего.

20 марта 1945 года в условиях очень плохой видимости, восточнее Шетландских островов английский самолет «Либерейтор» засек радиолокатором точечную цель — вероятно головку шнорхеля. Летчик сбросил 5 радиогидроакустических буев на площади 3 квадратные мили. Один из них дал характерный шум лодки, идущей под дизелем. Тогда самолет сбросил две самонаводящиеся акустические торпеды, и опять буй протранслировал в течении 5 минут шумы взрыва и гибели подводной лодки. Эпизод показывает насколько ушла вперед техника и тактика противолодочного боя за время войны. Противники ни мгновения не видели друг друга, и немцы наверняка так и не поняли, что случилось с их лодкой.

Происходили разные события. Одна из субмарин — U 479 — погибла 12 июня 1944 года на Балтике, столкнувшись в подводном положении с советской лодкой «Лембит». Столкновение произошло случайно, но это единственный в мировой практике случай, когда не умышлено столкнулись лодки воюющих сторон. Еще одной однотипной субмарине — U 570 — принадлежит рекорд весьма сомнительного свойства. Новая лодка пошла в первый боевой поход в Северное море. Там ее заметил английский самолет и сбросил глубинные бомбы. U 570 получила легкие повреждения, но в экипаже вспыхнула паника и, поддавшись ей, капитан-лейтенант Ханс Рамлов решил, что лодка гибнет и приказал всплывать и выкинуть белый флаг! Это единственный случай, когда лодка сдалась самолету. Случилось это 27 августа 1941 года. Лодка почти двое суток болталась на поверхности, пока не подошел английский корабль. Все это время над U 570, сменяя друг друга, барражировали самолеты.

подлодка

При учете потерь надо иметь в виду, что некоторые лодки (хотя их число очень невелико) погибали дважды. В первый раз, когда такое случилось, их подняли на поверхность и ввели в строй. Так U 31 потоплена в Северном море 12 марта 1940 года английскими самолетами, поднята и вторично потоплена в Атлантике 2 ноября того же года. Такой случай учитывается один раз.

U 446 и U 612 погибли от столкновений со своими надводными кораблями 9 сентября и 6 августа 1942 года. Они вторично введены в строй и затоплены при капитуляции Германии. Такие случаи в статистику потерь не попали.

Продолжительность службы конкретной субмарины получалась очень различной — от нескольких лет до нескольких дней. Дольше всех продержалась U 29 еще довоенной постройки: она затоплена экипажем в мае 1945 года. Из уцелевших самая старая — U 244, построенная в 1943 году: она сдалась союзникам в том же мае. Самая короткая биография у U 1013: она вошла в строй 2 марта 1944 года, а уже 17-го погибла в Балтийском море на полигоне, столкнувшись на испытаниях с обеспечивающим кораблем. Конечно никакого участия в боях она принять не успела.

Самая короткая военная карьера у U 27: она погибла на 20-й день войны в первом боевом походе. Очень многие лодки гибли, не успев открыть боевой счет. В 1944 году подводникам говорили, что если лодка потопит хотя бы один транспорт, то ее построили не зря. Хотя и тут бывали рекордсмены — U 970 имела на своем счету три выхода в Атлантику и ни одной атаки!

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *