Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки

Во все времена (даже очень и очень древние) люди торговали между собой и между государствами. Еще в античные времена торговля процветала – ведь как удобно – один город предлагает другому (и наоборот) те товары, которые находятся в дефиците. Постепенно между странами сложились определенные маршруты, по которым ходили караваны, полные различных редких и дорогих товаров.

Иногда земного (в прямом смысле) пути не было (или еще не построили дорог), и товары шли морем (месяцы и годы). Но в раннее средневековье существовало несколько торговых путей, связывавших несколько государств. Один из таких – Путь из варяг в греки. О нем и пойдет речь в нашей статье.

Восточный или Варяжский путь

Он проходил от Балтийского побережья к Византии через территорию Восточной Европы. Надо отметить, что восточные славяне выбрали очень удачное место для селения, поскольку впоследствии торговый путь стал отличной возможностью для славян подправить финансовое положение и получить некоторые редкие товары, а также заключить удачные сделки. Именно благодаря этому торговому пути на Руси возвысились такие города, как Новгород, Чернигов, Киев, Смоленск.

Путь из варяг в греки

Однако есть небольшая деталь – путь из варяг в греки описан в различных источниках очень скудно, без детальной информации. Мол, проходил он через такие-то города, по таким-то рекам и шел туда-то. Даже один из главных русских источников «Повесть временных лет» описывает путь довольно сухо. Во первых, трудно точно установить достоверность этого источника.

Во вторых, вот как описывается там торговый путь – был путь из варягов в греки и из греков по Днепру, затем до Волоти волоком, от Волоти – в ильмень озеро, из озера можно попасть в реку Волхов, а оттуда в озеро Нево, которое впадает в Балтийское море. По этому пути можно добраться до Рима, а оттуда до Царьграда (Константинополя). Маршрут, конечно, был длинный, местами неудобный, но соединял основные города и страны.

Если разложить его по полочкам, то получается следующая карта – товары шли сначала от Балтийского моря к реке Неве, которая соединяется с Ладожским озером, затем оттуда плыли по реке Волхов и попадали в Ильмень озеро, затем переправлялись по Днепру через реку Ловать. И наконец, финальная точка маршрута – Черное море и Константинополь. По сути, этот путь действительно соединял между собой Северную и Южную Европу. Тут поспорить трудно.

Технические детали

Данный путь представлял определенную трудность для кораблей, поскольку они шли против течения, а значит, славянам нужно было построить такие судна, которые могли бы выдерживать такие трудные и длительные путешествия. И не стоит забывать о том, что не везде были водные соединения – например, у Ловати и Днепра его не было. А значит, этот участок пути преодолевали по суше, что еще больше осложняло задачу торговцев. Также у Днепра не было порта в то время, что также не способствовало облегчению пути из варяг в греки.

Есть еще одна деталь – плавание по реке и морю также отличается по технике и стилю. Для этого нужны абсолютно разные корабли. А как уже отмечалось выше, славяне преодолевали как речные, так и морские пути. Значит, напрашивается очевидный вывод – у них должны быть такие универсальные корабли, которые могли плавать и по морю, и по реке с озером.

В исторических источниках (например, в книге «Об управлении империей», написанной императором Константином IV) есть описание лодок – однодревок. Их изготавливали из цельного куска дерева, размеры были небольшие. Такие лодки отлично подходили для плавания по рекам и озерам, но были абсолютно непригодны для морских путей (не забываем и о товарах, которые имели довольно тяжелый вес). Соответственно, вопрос о том, как славяне проделывали весь путь, остается открытым.

Не добавляет стопроцентной уверенности в существовании именно такого маршрута и тот факт, что археологических свидетельств торговли между Северной и Южной Европой довольно мало (находки в виде византийских монет в Скандинавии можно пересчитать по пальцам). Кроме того, в скандинавских источниках нет упоминания о торговле с византийцами ранее 11 века. Также существовали и альтернативные торговые пути – например, путь из варяг в Персы (через Волгу и Каспийское море), атлантический путь – по побережью Западной Европы к югу.

На самом деле путь из варяг в греки, конечно же, существовал на самом деле. Другой вопрос – как он выглядел. Действительно ли упоминающиеся в «Повести временных лет» маршруты были именно такими. Да и вскоре сам путь прекратил свое существование – после захвата Константинополя в 1204 году крестоносцами и упадка Руси. Со временем возникла Венецианская республика, ставшая новым центром торговли вместо Византии. И купцы стали находить другие пути переправки товаров. Ну а когда на Русь пришла Золотая Орда, то путь из варяг в греки окончательно стал историей.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий