Расцвет и закат казачества

Расцвет и закат казачества

Сейчас модно относить себя к казакам, подчеркивая преемственность традиций исконного казачества современными казаками. Можно наблюдать интересных людей, носящих папахи, кубанки, казачьи мундиры, украшенные крестами и нагайки. Действительно ли произошло возрождение когда-то практически исчезнувшего казачества?

Тут можно отметить, что казачество времен его возникновения расцвета и казаки имперского времени – совершенно разные вещи. И все они – и первые, и вторые – категорически отличаются от современных.

Можно сказать, что казачество в своем развитии прошло три этапа.

Первый из них включает формирование казачества, как этнического сообщества, возникшего из выходцев из самых различных народов, которое возникло в междуречье Волги, Дона и Днепра на стыке крупных политических образований XIII-XIV вв. – Руси, Великого княжества Литовского, Золотой Орды, не контролировавшемся ни одним из них. Изначально этот многонациональный набор объединяло стремление к вольности, нежелание находиться под государственным контролем.

Собственно слово «казак» тюркского происхождения и означало – «вольный человек». Главными их занятиями были грабительские набеги на окружающие окраины государств, что сделало из казаков воинственный этнос, который сочетал в себе черты, как кочевников, так и оседлых народов. На исторической арене казаки активизировались в ходе и после распада Золотой Орды – XV-XVI вв.. Этот момент совпал со временем начала процесса закрепощения на Руси и в Речи Посполитой.

Это привело к резкому притоку населения в казачьи районы – туда устремлялись толпы беглых крестьян, что привело к этническим изменениям среди казаков – начинает преобладать славянский элемент, религией становится православие. Увеличение численности казаков с одной стороны и давление со стороны государств, стремившихся препятствовать бегству крепостных, приводит к централизации казачьих сообществ, которые образуют политические образования донского и запорожского казачества. Снабжение их требовало организации крупных грабительских походов на владения Крымского ханства, Османской империи, Персидской державы.

С этого момента начинается второй этап истории казачества, который можно было бы назвать расцветом. Он продолжался с XVI по начало XVIII вв. Казачьи государства были основаны на формальном равенстве всех их насельников, демократическом самоуправлении, где занятие должностей определялось личными заслугами. Все вопросы власти решались казачьим кругом, который выбирал и снимал атаманов, организовывал походы. Так в 1620 году атаман Епифан Родилов был снят со своего поста из-за неудачной организации похода против турок. При этом нельзя сказать, что у казаков была анархия, где каждый творил, что хотел.

Скорее наоборот, личная свобода не означала господства индивидуализма. Казак должен свою жизнь посвящать казачьему сообществу. В походах поддерживалась железная дисциплина, за нарушение которой следовали жестокие наказания вплоть до смертной казни. Самые известные военные деяния казаков приходятся на этот период. Походы для получения добычи – «походы за зипуном» – давали неплохой доходы и выдвигали на первые места наиболее удачливых атаманов.

Причем казаки не ограничивались набегами на окраины враждебных государств, нередко совершая глубокие вторжения на их территорию. Так в 1622, 1623, 1624 гг., объединившись, донские и запорожские казаки пересекали на легких гребных судах – стругах – Черное море и оказывались в окрестностях Стамбула, нанеся немалый материальный ущерб турецким владениям возле столицы. Да и в последующее время казаки почти каждый год наведывались в города на побережье Черного моря.

Расцвет и закат казачества

Знаменитый поход донских казаков на турецкую крепость Азов в 1637 году, завершившийся не только взятием этой сильной крепости, но и последующей пятилетней обороной ее казаками от турок и крымских татар был воспет в сказаниях.

– Не менее знаменит поход за зипуном донских казаков во главе со Степаном Тимофеевичем Разиным в 1667-1669 гг. на Каспий, где они прошлись смерчем по персидским городам каспийского побережья и вернулись домой с богатой добычей. Авторитет Разина, полученный в этом походе, позволил ему поднять казаков на крупнейшее восстание против царской власти в 1670-1671 гг. Именно в это время в турецком языке русских стали обозначать словом «казак».

Но уже в этот период царское правительство, как и правительство Речи Посполитой стремится использовать казаков в своих целях. Казаков нанимают для выполнения военных задач, как это было в случае с Ермаком и его ватагой, нанятой купцами Строгановыми для завоевания Сибирского ханства с разрешения Ивана Грозного.

Иван Грозный нередко направлял свои грамоты казакам, призывая их бороться с крымцами. Именно он начал направлять на Дон обозы с военными припасами – порохом, оружием, свинцом, хлебом – для войны в общим врагом. Но попытки навязать какой-либо контроль казакам у него не получилось. Такие бесконтрольные действия казаков нередко наносило ущерб международной политике России, когда она брала курс на замирение с турками и татарами. Борис Годунов попытался наказать казаков, выстроив для контроля над ними крепость на Дону – Царев Борисов, которую казаки благополучно сломали.

Смута, в которой казаки сыграли огромную роль, прервала усилия государства по укрощению казачества, но когда после окончательного закрепощения крестьянства в 1649 году поток беглецов на Дон резко усилился, царь Алексей Михайлович вновь решил надавить на казаков, которые отказывались возвращать беглых, стоя на позиции «с Дона выдачи нет». Он прекратил поставку казакам пороха, хлеба и прочих припасов. Но это ничего не дало.

Угрожающий поход к Москве атамана Василия Уса в 1666 году и восстание Степана Разина заставило правительство ослабить давление на казаков. Однако образовавшаяся в XVIII веке абсолютистская империя Петра не намеревалась терпеть какие-то неуправляемые образования на своей территории. Не считаясь с казачьими принципами, императоры отправляют экспедиции в казачьи области для возвращения беглых и стремятся подчинить казаков государству.

Да и сами казаки стали уже другими. Среди них складывается своя иерархия, происходит социальное расслоение. Присоединение к России Крыма и земель по Каспию и Черному морю сократило возможности получения доходов от добычи. Казачья верхушка заинтересована в поддержке государства и защите своих привилегий. Все это облегчает процесс перехода казаков в военное привилегированное сословие.

С этого времени начинается упадок казачества. Конечно, можно указать, что на период XVIII – начала ХХ века приходятся славные боевые деяния казаков во время суворовских походов, в наполеоновских войнах и особенно Отечественной войне 1812 года и других кампаниях. Но в это же время казачество превращается из вольного когда-то народа, боровшегося против государственной эксплуатации, в сословие на государственной службе, которое само обеспечивает эту эксплуатацию.

Теперь казаки сами подавляют тех, кто борется за свободу, за равные права, превращаясь в ненавистную для остального народа карательную силу самодержавия. А когда пошатнулась и царская власть, казаки перестали поддерживать и ее, все еще цепляясь за возможность сохранить свои привилегии. В результате были забыты их прежние славные деяния, которые затмили полицейские функции по разгону нагайками демонстраций в городах России. Так что в конце казачества не было ничего случайного.

Современные казаки берут, к сожалению, для себя за образец не период расцвета казачества, а время его упадка.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. сергей петрович лесков

    это казаки после байкала без единого выстрела присоеденили к россии приморье и камчатку и чукотку. и не так легко это давалось надо знать что китайские манжуры очень воинственные. и еще чтобы стать казаком если ты просился принять в казачество тебя принимали и давали 5 рублей для благоустройство отсюда 5 рублевка затем твой сын мог считать себя казаком

    Ответить
  2. Александр

    Что бы возродить казачество, необходимо дать этому сообществу цель. Когда люди понимают , что делают реальное, нужное дело они становятся востребованы.

    Ответить
    1. Александр

      А зачем возрождать? Явной военной опасности для страны нет, уже и косо смотреть побаиваются.
      В присоединении новых земель надобности нет, своей хватает – ау, людей не хватает её обиходить.
      За зипунами бегать? Так этих зипунов на любом рынке как у дурака махорки. А содержать просто так, не для чего, возрожденное военное сословие , это создавать себе самому проблему – не было заботы, купила баба порося.

      Ответить
  3. Олег Авилов

    Мой дед родился казаком. А кто Я, не знаю, вроде бы и демонстрантов разгонял, и в усмирении кавказских народов участвовал, но достаточно ли этого? Ведь джигитовки не научился, да и пикой владеть не умею?

    Ответить
    1. Иван

      Ваш дед был казаком, значит, отец – это сын казачий, а внук, естественно,….

      Ответить
  4. казак

    не надо казаков никуда закатывать.
    Казаки не сброд многонациональный, а народ живущий на своей земле многие века. Формировавшийся после распада Хазарии и с приходом Орды (Войско у казаков – это синоним слова Орда). А то что пополнение извне у казаков было – так оно есть у многих народов – когда народ привлекателен – к нему присоединяются и вливаются в него. Это нормальный процесс этногенеза.
    То что казаки, пошли на службу ближайшим странам – это не удивительно, т.к. были те кто не хотел заниматься боем зверя и ловом рыбы (что и было основным промыслом казаков веками) – были и те кто ходил в походы на Персию, на Турцию, на Русь и на Литву-Поляков. Так и появились те, кто потом ходил туда на службу на защитные линии – казаки были на службе и у Москвы и у поляков и у турок и у персов, и даже у китайского императора была охрана из казаков, которые согласились на это будучи в плену у китайцев – в обмен на жизнь.
    А то что казаков пытались сливать с разными народами – вылепливая из казачьего народа некое “сословие”, присоединяя то башкир, то татар, то пристраивая к казачьим станицам Потемкинские деревни (затем разбегавшиеся) – так ничего из этого никогда не получалось без наличия в этом казаков – так несмотря ни на что, это сделало казаков только сильнее. Именно поэтому и задумала Российская империя расказачить казаков, боясь новых казачьих бунтов… и стала переселять русское население на казачьи земли, сделав там казачье население из абсолютного большинства (от 70 до 97%) меньшинство в примерно 40-45%. Но закончить планы не успели – война, потом революция и геноцид казакам уже устроили “новые власти”.
    Но хоронить казаков не надо – даже несмотря на огромные потери и то, что сейчас государство вновь, опасаясь сепаратизма от казачьего народа (а нас еще около 3 миллионов осталось, несмотря на все попытки нас вытравить с нашей земли), запрещает казакам организовываться и пытается подменить казаков – реестровым кизячеством, набранным в основном из отставных силовиков… так ничего и там не получится – ибо кроме “квасного патриотизма” основанного на распиле бюджетов там нет никакой идеи… никаких традиций, никаких устоев, основанных на многовековой культуре – всё это им чуждо… а все эти попытки всё внешнее проявление скопировать, но подменить саму суть – закончатся как заканчивались все имперские потемкинские деревни – при завершении финансирование вся эта ряженка разбежится.
    Казачьему роду нет переводу.

    Ответить