Развитие десантных сил

десантирование с воды
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В десантах операция повсеместно принимали участие сотни кораблей и десятки тысяч людей. Победой или поражением высадившихся войск часто определялся исход войны. Успех же самого десанта почти всегда определялся успешным преодолением судами водного рубежа, так как из-за примитивности средств разведки и связи, а также медленного передвижения войск по суше атакованная сторона не могла обеспечить защиту своего побережья. Высадка, как правило, осуществлялась без противодействия противника.

Малая осадка судов позволяла высаживать перевозимые на берег войска без использования специальных высадочных средств. Большая численность вторгающихся войск объяснялась тем, что их высадка производилась на относительно небольшом удалении от пунктов погрузки. При этом использовались малые гребные суда, приводимые в движение непосредственно силами перевозимых войск.

В эпоху парусного флота десантные действия несколько усложнились. Возросла осадка судов, что не позволяло им подходить вплотную к берегу. Поэтому для высадки войск приходилось использовать шлюпки. Кроме того, постройка больших парусных судов была значительно сложнее постройки гребных, и для их обслуживания требовались специально подготовленные команды. С появлением специальных военных кораблей основное внимание стало уделяться размещению на них орудий и боезапаса. Таким образом и объем помещений для десантных войск уменьшился. Уже в XVII веке для перевозки войск начали использоваться транспортные суда, а военные корабли обеспечивали их защиту от ударов флота и сил береговой обороны противника.

По мере развития капиталистических производственных отношений масштабы десантных операций возрастали, численность десантов увеличивалась. За 150 лет (с 1744 года по 1894 год) только Англией, Францией и Нидерландами было высажено более 200 десантов, причем некоторые из них — в условиях сильного противодействия противника.

Развитие средств ведения вооруженной борьбы в XIX веке постоянно вело к увеличению количества и номенклатуры грузов, необходимых высаживающимся войскам (артиллерия на конной тяге с боеприпасами, лошади, фураж и т. п.).

К концу XIX столетия считалось, что для перевозки одной артиллерийской батареи или батальона пехоты необходимо одно судно водоизмещением 4000 т, а для перевозки кавалерийского полка — три таких судна; на каждого десантника приходилось около 4,5 т грузов. Возникла необходимость в создании специальных средств для перевозки артиллерии, гужевого транспорта и тяговой силы с кораблей на необорудованный берег.

По-видимому, первым таким специальным средством были «лошадиные паромы», использованные, в частности, англо-французскими войсками во время высадки в Крыму в 1853 году. Эти паромы состояли из бочек с деревянным настилом и передвигались вдоль каната, протянутого между кораблем и берегом.

В 1878 году при высадке индийской кавалерии на остров Крит англичане впервые использовали суда специальной постройки. Они вмещали десять лошадей или две пушки, были мелкосидящими, плоскодонными, имели откидной трап (аппарель) в носу для выхода лошадей и передвигались с помощью весел или на буксире у шлюпок.

Войны конца XIX и начала XX века не внесли чего-либо нового в технику и тактику десантных операций.

Первая мировая война носила позиционный характер и не отличалась широким использованием морских десантов. В 1914 году английский, французский и японский флоты высадили ряд небольших десантов в целях захвата колониальных владений Германии на Тихоокеанском театре.

Единственной крупной десантной операцией союзников в первую мировую войну была Дарданелльская операция, предпринятая Англией и Францией в целях овладения Черноморскими проливами и выхода на Балканы.

Потерпев неудачу при попытке форсировать Дарданеллы и прорваться к Константинополю с помощью одних только сил флота, англичане и французы высадили в конце апреля 1915 года на Галлипольский полуостров морской десант с задачей захватить турецкие форты с тыла и облегчить прорыв союзного флота через пролив.

Высадка производилась под прикрытием огня корабельной артиллерии в пяти пунктах (в двух из них она носила демонстративный характер). Всего было высажено до 120 тыс. человек, 9 тыс. лошадей, 328 орудий, 2,5 тыс. повозок. Для перевозки войск на берег союзники располагали лишь шлюпками и 12 лихтерами типа «X» вместимостью до 500 человек или 40 лошадей и скоростью 8 уз.

Дарданелльская операция

Из-за полного отсутствия оперативной и тактической внезапности и малоэффективной артиллерийской подготовки десант понес большие потери, не решив поставленных задач. Неудачному исходу операции способствовали также отсутствие единого командования, воздушной разведки и географическо-навигационного обеспечения высадки, недостаточная подготовка войск, низкие темпы высадки.

В августе 1915 года союзники провели на Галлипольском полуострове вторую десантную операцию. Эта операция была организована значительно лучше. Высадка, произведенная ночью, вследствие скрытности подготовки внезапности почти не встретила сопротивления турок. Однако неудачные действия войск на суше не позволили развить первоначальный успех.

Дарданелльская операция окончилась в пользу турок, но их победа была неполной, так как им не удалось сбросить десант в море. Только в конце 1915 года войска союзников были эвакуированы с Галлипольского полуострова.

В 1918 году англичане провели диверсионный рейд на Зеебрюгге и Остенде в целях закупорки немецкой базы подводных лодок. Морской десант должен был захватить мол с установленными на нем батареями, с тем чтобы они не мешали разрушению шлюзов и других сооружений канала, а также затоплению в нем судов. В целом задача была выполнена, но с большими потерями: из 1800 человек 214 было убито, 383 ранено, 19 пропало без вести.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *