Религия и государство

Религия и государство

При изучении истории Золотой Орды обращает на себя внимание одна странность — не покидает ощущение, что мусульманское духовенство играло в политике государства слабую роль. Складывается впечатление, что оно, это духовенство, не смогло подняться на должный уровень, чтобы стать духовным наставником и советником ханов при решении сложных вопросов. Единственный случай, отраженный в источниках, относится ко времени правления Джанибек хана. Ранее мы о нем уже упомянули. Вкратце изложим еще раз.

В 1357 году в Сарай приезжает известный шейх Мухутдин Бардаги, который передает Джанибек хану жалобу жителей Азербайджана на правившего там Малик Ашрафа. Он в красочных выражениях рассказывает, как там этот правитель притесняет свой народ, злобствует и ненасытно накапливает богатства.

Джанибек хан не оставляет рассказ известного шейха без внимания, собирает войско и отправляется наказать жестокого притеснителя народа.

Два войска встречаются на реке Тахран, где происходит большое сражение. Войско Малик Ашрафа терпит поражение, а сам он попадает в плен.

Хотя добродушный Джанибек хан готов был уже простить Малик Ашрафа, однако уважаемые люди Азербайджана просят умертвить угнетателя, так как «если он останется в живых, здешнему народу не будет покоя, каждый будет бояться, что он опять вернется». Так они заявляют. И Малик Ашраф по приказу Бирдебек хана подвергается казни.

Добыча Джанибек хана

Однако мы должны понимать, что в этом случае намерения Джанибек хана не состояли лишь в восстановлении справедливости. Об этом говорят результаты похода. Попавшего в руки во время похода добра даже после раздачи его войску оставалось довольно много. Оно на четырехстах верблюдах привозится в столицу государства Сарай.

Думаю, акцентирование внимания на этом событии оправдано, потому что в истории Золотой Орды такие факты мы встречаем очень редко. Не говорит ли это о том, что влияние служителей культа на правящих ханов было очень незначительным?

А у русских все происходило иначе. Влияние религиозных деятелей, в основном митрополитов или духовных подвижников, своей жизнью и поступками завоевавших звание святого, на князей, а позже и на царей было очень сильным. На Руси политику государства правитель и духовный лидер строили вместе.

Не секрет, что религиозные деятели, будучи самыми образованными людьми общества, создавали идеологию государства и приспосабливали ее к требованиям эпохи. Таким путем они помогали правителям уточнить цели существующего государства.

Конечно, эта традиция не является находкой самих русских, она не появилась естественным образом, а была воспринята Русью в готовом виде через православие, на основе богатой культуры Византии. Потом уже приспособилась к местным условиям и пережила различные видоизменения.

Мечтавший освободиться от власти сарайских ханов, собирающийся сделать в этом направлении даже определенные шаги московский князь Дмитрий Иванович в конце лета 1380 года, когда он готовится идти походом против Мамай мурзы, по установившейся традиции духовную поддержку ждет от религиозных деятелей и, встретившись с ними перед Куликовской битвой, хочет получить от них благословение.

Однако с кем следует встретиться, от кого получить благословение?

Дело в том, что два года тому назад, в 1378 году, митрополита московского Алексия не стало, а на его место новый претендент не был утвержден. Это событие стало началом десятилетнего спора духовенства за обладание митрополичьей кафедрой. При сложившихся обстоятельствах к кому обратиться, кто среди русского духовенства обладает наибольшим авторитетом, кого народ признает за святого?

Духовенство на Руси

По правде говоря, перед великим князем Дмитрием Ивановичем такой вопрос даже не стоял, потому что в те годы кроме официально выбранного митрополита жил еще Сергий Радонежский, который своей жизнью, святыми делами, духовным подвижничеством заслужил всенародное признание и считался истинно святым человеком.

Надо сказать, отношение к этой личности среди татар может быть различным, потому что он становится главным вдохновителем русского народа на борьбу против Золотой Орды. Это дает ему духовную силу и надежду на близкое освобождение. Но это обстоятельство не может быть причиной отрицательного отношения к нему. Его следует рассматривать как личность определенной эпохи, поставленную перед определенной ситуацией и по мере сил и возможностей старавшуюся помочь делу освобождения своего народа от чужой зависимости.

Духовенство на РусиТо, что Сергий Радонежский обладал в то время огромным авторитетом, подтверждает следующий факт. В 1377 году, за год до своей кончины, митрополит Алексий, чувствуя приближение своей смерти, по традиции хотел еще при жизни определить человека, который после него займет его место. С таким намерением он обращается к Сергию Радонежскому, хочет передать ему митрополичью кафедру. Но отец Сергий дает ему отрицательный ответ. Он говорит: «Прости мне, Владыко, от юности я не был златоносцем, и в старости подобает мне быть в нищете». А через год митрополит Алексий умирает. И, как уже было сказано, среди духовенства разгорается борьба за место митрополита. Вот что интересно: каждый, кто метит на митрополичье место, старается заполучить благословение у отца Сергия Радонежского. Это еще раз подтверждает тот факт, что он среди духовенства занимал совершенно особое место, обладал огромным авторитетом.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий