Роль ислама в развитии культуры

Шамаиль

От язычества к исламу

Вам, вероятно, уже приходилось слышать про «Праздник жертвоприношения», «Ураза- байрам» и другие обычаи и праздники, встречающиеся в нашей повседневной жизни. А вы не задумывались, когда они возникли и как проникли в нашу жизнь? Вы уже познакомились с народными праздниками, в основе которых лежали различные народные традиции, верования и религии. В основе упомянутых выше праздников лежат традиции ислама.
С исламом наши предки начали знакомиться очень давно, ещё в VIII—IX вв. Волга, на берегах которой проживали булгары, в те далёкие времена являлась основным торговым путём. Многочисленные булгарские купцы путешествовали по разным странам, встречались с разными народами, религиями, обычаями, да и в самом Булгаре жило много иностранных купцов.

Купцы Булгары

Особенно тесными были связи булгар с народами Средней Азии. Вот так через торгово-экономические отношения и культурные контакты наши предки познакомились с обычаями исламской религии. Так ислам, возникший в VII в. на Аравийском полуострове, стал постепенно проникать в Поволжье.
Солнцеголовое Божество ТенгриМы с вами уже знаем, что прежде булгары верили в верховное божество Тенгри и думали, что природными явлениями и судьбами людей вершат разные божественные силы. С приходом ислама вера в единого Бога противопоставляется язычеству. Мусульмане стали верить, что Алла-Бог един, и нет никакого существа, подобного ему. Он создал всё, что нас окружает: и землю, по которой мы с вами ходим, воздух, которым дышим, растения и животных, которыми мы любуемся, и нас самих. Постепенно эти верования стали распространяться среди населения Волжской Булгарии. Некоторое время язычество и ислам существовали параллельно друг с другом. Обряды, которые не противоречили канонам ислама, продолжили своё существование. Так, у татар до сих пор в ходу восклицания «О, Аллах (Всевышний)!», «О, Тенгри!». Эти два обращения к Всевышнему существуют параллельно в нашей жизни, считаются равнозначными по смыслу, просто булгары-мусульмане восприняли Тенгри как ещё одно из многочисленных имён единого Бога.
Вместе с исламом к нашим предкам проникает культура мусульманского Востока, которая повлияла на развитие просвещения, литературы, науки, дипломатии, экономики.

Ислам и письменная культура

У булгар была своя древняя письменная культура, основанная на рунических письменах. С принятием ислама стала распространяться и арабографическая письменность. Её использовали не только в письме, но и для украшения архитектурных сооружений, ювелирных украшений, бытовых предметов и т. д.

Аяты из Корана на стене мечети

Поскольку ислам запрещает изображения живых существ, в декоративном искусстве стали широко распространяться орнаменты из геометрических фигур, растений, каллиграфия. Например, стены мечетей украшались растительными орнаментами и аятами из Корана. Использование каллиграфии как орнамента дало толчок для появления шамаилей.

ШамаильШамаили — это настенные панно, картины, имеющие охранно-ритуальное значение. Наряду с сурами Корана они обычно содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, сочетающиеся с орнаментально-живописным фоном. В их изготовлении чаще всего использовались зелёный, голубой, синий цвета.

В средние века, когда не было ещё типографий, книги переписывались от руки. Это делали специальные люди — переписчики («хаттаты»), отличавшиеся аккуратным и красивым почерком. Нередко они украшали книги сложными рисунками, составленными из букв арабского алфавита. Так рукописный текст становился особым каллиграфическим произведением искусства.
Принятие ислама в корне поменяло и мировоззрение булгар. Раньше они придерживались обычаев (адатов), передававшихся из поколения в поколение, с приходом ислама жизнь основывалась на нормах и канонах шариата, которые были прописаны в священной для мусульман книге — Коране и хадисах. Коран — это главная книга для всех мусульман. Коран в переводе с арабского означает «чтение вслух». Кроме изложения основ ислама, в нём содержатся нормы этики, правила взаимоотношения в обществе и в семье, восхваляются такие качества, как преданность, щедрость, терпимость, искренность, уважение и т.д. Коран делится на главы (суры) и подглавы (аяты). Многие сюжеты и образы, описанные в Коране, стали неотъемлемой частью нашего народного творчества и литературы. Так, в основе одного из древнейших сохранившихся произведений татарской литературы — поэмы «Кысса-и Йусуф» Кул Гали — лежит коранический сюжет о судьбе прекрасного Иосифа, который можно встретить и в Библии. Это поэтическое произведение Кул Гали было самым любимым в народе. Его многочисленные рукописные копии широко распространены среди татар, наши предки любили читать и пересказывать его содержание своим детям вместо сказок, иногда даже напевая поэтические строки на особый протяжный мотив.

Коран
С принятием ислама у булгар распространяется традиция давать своим детям звучные имена, сочетавшие в себе арабские и тюркские слова. Часто в состав имени включали такие арабские слова, как «Габд», «Мухаммад», «Дин», «Хусне», «Шамс», «Камар». Например имя Мухамматдин буквально означало «религия Мухаммада», а Габденур— «раб Света» и т.д.
Мусульмане верят, что Всевышний для наставления людей на праведный, правильный путь посылал своих посланников — пророков. Мухаммад является одним из них. Его имя пользовалось особым почтением среди мусульман. Давая такое имя своему ребёнку, родители желали, чтобы он обладал теми положительными качествами, что были у Пророка.

Мусульманский календарь

Булгары, став мусульманами, использовали мусульманское летосчисление, основанное на лунном календаре. В нём, в отличие от солнечного календаря, год короче на 10 дней, так как в месяцах по 29 и 30 дней. Вот поэтому известный вам месяц Рамазан, во время которого мусульмане соблюдают пост, каждый год переходит на 10 дней вперёд и приходится на разное время года. Параллельно продолжал использоваться и бытовавший прежде календарь животного цикла.

Основы ислама

С принятием ислама наши предки стали жить по канонам ислама. Как не бывает дома без фундамента, так и ислам держится на нескольких ключевых положениях, которые часто называют «столпами ислама». Их пять: произнесение шахады (выражения, подтверждающего, что человек поверил в то, что Бог един, а Мухаммад — его посланник), чтение молитвы (намаз), подача милостыни (закят), соблюдение поста и паломничество в Мекку (хадж).

Пять столпов исламаЕсли молитва и шахада — обязанность каждого мусульманина, то пост, закят и хадж являются обязательными только для здорового человека с определённым имущественным достатком. Если язычники верили, что можно обеспечить человеку благополучное пребывание в загробном мире просто верно соблюдая все похоронные обряды и ритуалы, умилостивив божеств щедрыми дарами, то с исламом распространилось убеждение, что только сам человек своими добрыми делами, благочестивой жизнью и соблюдением всех религиозных предписаний может заслужить рай после смерти. Теперь от человека требовалось не формальное, внешнее соблюдение религиозных обрядов, а искренняя вера и преданность своей религии, которую следовало подтверждать не только словами, но и своими каждодневными добрыми делами.

Ислам и нравственность

Принятие ислама повлияло и на нормы и правила этикета. Например, мусульманам следовало все свои дела начинать с именем Бога (произнося «Бисмилла», «с именем Всевышнего»). Это символизировало то, что человек все свои дела совершает только с добрыми намерениями. Нормы ислама вошли во все сферы жизни наших предков: правила поведения в обществе и за столом, отношение к старшим и младшим, скромность в одежде и еде, отношение к чистоте, мытьё рук перед едой — всё стало меняться в соответствии с требованиями ислама.
Под влиянием религии изменяются и взаимоотношения между людьми, так как в исламе все люди считаются равными перед Всевышним независимо от их богатства или бедности, знатности. Мусульманские богословы учили людей смотреть не на знатность происхождения или богатство, а на добрые дела человека. Если у язычников было принято, что простолюдины падают ниц при виде знатного человека, то у мусульман распространился обычай здороваться, протягивая обе руки со словами «ассаламу алейкум» (мир вам). Рукопожатие показывало, что у них добрые намерения по отношению друг к другу и в их руках нет оружия.

РукопожатиеКак мы видим, многое в нашей современной жизни пришло к нам с исламом и с веками стало неотъемлемой частью жизни и культуры нашего народа.

Ф. Яхин. Как зародился ислам

Мухаммад родился в Мекке, в первый месяц весны (рабигыль- аввал), двенадцатого дня в понедельник на восходе солнца. По христианскому летоисчислению — в апреле 570 года. Его отец — Габдулла, умер за два месяца до рождения Мухаммада… Поэтому он воспитывался у деда Габделмуталлиба…
До времён пророка Мухаммада арабы Мекки поклонялись огню и идолам. Но Мухаммад никогда не поклонялся идолам. Он уединялся в горной пещере, вблизи Мекки, поклонялся Богу и читал молитвы.
В возрасте сорока лет к нему явился ангел Джабраил и сказал:
— Икъра! Читай!
Джабраил передал Мухаммаду ниспосланную ему первую суру Корана…
Уверовавших в пророчество Мухаммада первое время было очень мало.
Первым уверовал Абу-Бакр ас-Ситдик, который славился своим умом и правдивостью… Он понял истинность слов Мухаммада и принял ислам. За ним последовали многие уважаемые люди Мекки, приняли ислам и стали мусульманами.

Сулейман Худжа (легенда)

Говорят, во времена пророка Мухаммада был послан один учёный муж из Мекки в Поволжье для обучения людей религии. Звали его Сулейман, так как он был образованным, его звали Сулейман Худжа. С большими трудностями Сулейман Худжа смог добраться до города Булгара.
В городе Булгаре он жил во дворце хана, а после с целью распространения просвещения хан отправил его в наши края. Сулейман Худжа открыл большое медресе, где воспитывал образованных мулл. Говорят, когда они разошлись по всем деревням, сделали страну просвещённой. Сулейман Худжа очень любил государство Булгар, и поэтому не стал возвращаться назад в Мекку. Он говорил: «Земля Булгар — благодатное место, ислам распространился здесь не посредством меча. Жители государства Булгар добровольно приняли ислам, поэтому в пятничной молитве проповедь читают, держа деревянный посох…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *