С кем воевали чукчи?

С кем воевали чукчи?

Чукчи – малочисленный народ России, живущий в условиях крайнего севера на восточной оконечности Евразийского континента. Этноним этого народа широко известен. Ну, кто не слыхал про чукчей? Более того, для не шибко осведомленного «среднего россиянина» этноним «чукчи» стал как бы обобщенным названием всех северных народов.

Все, конечно, знают анекдоты про чукчей, в которых они предстают добродушными и наивными дикарями. Чуть более осведомленные (или чуть более взрослые) могут вспомнить замечательный советский фильм «Начальник Чукотки», в котором чукчи тоже представлены как весьма миролюбивый, незлобивый народ.

Меж тем, образ этот настолько далек от исторической реальности, насколько только может быть далек штамп массового сознания от фактического положения дел. Современные чукчи, конечно, на соседей не нападают. Но еще лет двести назад это был самый воинственный арктический народ, державший в страхе и своих соседей, и русских поселенцев.

Русские казачьи отряды достигли этих отдаленных мест только в XVII в. К тому времени в Российском царстве сложилась уже неоднократно опробованная схема взаимоотношения с коренным населением северо-восточных территорий. Обычно русские приходили и ставили небольшую крепостицу – острог. Показывали местному населению свое военно-техническое превосходство (попросту говоря, применяли огнестрельное оружие).

Затем добивались от старейшин и вождей формального признания подчинения царю-батюшке и назначали ясак – налог, который выплачивался каким-нибудь ценным промысловым товаром, например, мехами. Налог не был обременительным, во внутреннюю жизнь местного населения казаки не вмешивались – поэтому со временем устанавливалось более или менее спокойное житье, а Россия прирастала новыми территориями.

На чукчах эта тактика сломалась. Они отказались выплачивать ясак. Не потому, что им было жалко отдать лишнюю шкурку. А просто из принципа. Конечно, сначала использованное против них огнестрельное оружие произвело на них большое впечатление. Однако на решение ничего не платить пришельцам это впечатление никак не повлияло.

Началась долгая и трудная история покорения чукотского края. На протяжении XVII-XVIII веков русское правительство неоднократно делало попытки организовать на этой территории опорные точки русской колонизации. Но безуспешно. Чукчи нанесли русским два тяжелейших поражения. Первое в 1730 г. – вошедшее в историю как «битва при Егаче».

Правительственное войско, состоявшее из русских казаков и ясачных народов севера, было разгромлено чукчами, а его предводитель казак Афанасий Федорович Шестаков был убит. Та же участь постигла и майора Дмитрия Ивановича Павлуцкого, командовавшего русским войском в битве на реке Орловой в 1747 году.

После этого поражения русское правительство приняло решение, что дальнейшее освоение Чукотского края нерентабельно. Анадырьский острог – русский форпост на Чукотке был упразднен и сожжен (что б врагу не достался).

Как чукчам удалось противостоять русским колонистам? Ведь сибирские казаки были люди далеко не робкого десятка. Да и военно-техническое превосходство было на стороне правительственных войск.

Причин этому было как всегда несколько. Подробно о них рассказано в замечательной монографии Александра Константиновича Нефёдкина «Военное дело чукчей». Книга чрезвычайно занимательная. В чем же была сила чукотского воинства? Расположу эти причины в том порядке, который видится мне самому.

Во-первых, дело в социальной организации. Чукотское общество не пережило еще классового расслоения. В нем не было сословия профессиональных воинов, которые бы эксплуатировали каких-нибудь «рядовых общинников». Поэтому воинами были абсолютно все взрослые мужчины. Если в классовом обществе порабощенная масса иногда остается индифферентной в случае завоевания (какая разница, платить ли оброк саксонскому тану или нормандскому графу?), то в обществе доклассовом безразличных нет. Сражаться готовы были все.

Во-вторых, система ценностей и воспитания. В чукотском обществе более всего уважалась сила и смелость. Еще до прихода русских чукчи вели весьма агрессивную политику по отношению к своим северным соседям: корякам, эвенкам и эскимосам. А агрессия, понятно, должна быть подкреплена силой, иначе у нее нет перспектив. Поэтому каждый мальчик с детства проходил суровую закалку.

Описание тренировок чукотских юношей рождает прочную ассоциацию с древней Спартой. Их часами заставляли бежать за оленьей или собачьей упряжкой по заснеженной тундре. Причем, с отягощениями. С детства проводили своеобразные «соревнования» по борьбе, стрельбе из лука и копейном бое. Даже обычную хозяйственную работу юноши выполняли в доспехах. Сами по себе доспехи были не очень совершенны. Это были ламеллярные панцири, типологически отдаленно напоминавшие доспехи японских самураев.

С кем воевали чукчи?В русских источниках их называли привычным словом «куяк», однако от русских куяков чукотские отличались весьма значительно. Они делались из тонких костяных, а позднее железных пластин, и были весьма громоздки. Фактически, чукотские доспехи представляли собой навешанные на тело щиты. Но громоздкость эта компенсировалась постоянной тренировкой. Даже в неудобном доспехе чукотские воины могли действовать весьма проворно.

Особым шиком среди чукотской молодежи было выступить в бой вовсе без доспехов и компенсировать удары вражеских стрел и копий исключительно ловкостью. О таких воинах складывали легенды. Это умение тоже достигалось тренировкой. Главным тренером обычно выступал отец, который в любой момент, неожиданно, мог выстрелить в сына тупой стрелой. Понятно, что убить тупой стрелой нельзя. Но будет больно, мягко говоря.

Поэтому чукча-сын: а) всегда был настороже; б) учился в любой позиции уворачиваться от «родительского привета». Кстати, если отец видел, что родившийся ребенок хил, он его и убить мог. Как тут снова не вспомнить древних спартиатов, сбрасывавших слабых младенцев со скалы. Разница в том, что отец-чукча мог принять такое решение и по выходе сына из младенческого возраста.

Русские первопроходцы, в том числе погибший в бою с чукчами майор Павлуцкий, в своих записях и донесениях отмечали необыкновенную физическую силу, выносливость и храбрость чукчей.

Третье обстоятельство, делавшее чукчей крайне неудобным объектом порабощения: отношение к смерти. В их культуре сформировалось совершенно специфическое отношение к смерти. Понятно, что умирать не хочет никто. Но они не считали жизнь самой главной ценностью как мы с вами, уважаемый читатель.

Было немало ситуаций, когда чукчи предпочитали гибель. Например, человек, проигравший поединок за титул главы селения или кочевья добровольно выбирал смерть. Добровольную смерть выбирала вдова погибшего воина, оказавшаяся под угрозой плена: она лишала жизни детей, а потом – себя. Добровольную смерть выбирали старики, терявшие способность самостоятельно ухаживать за собой.

Понятно, что запугать таких людей практически невозможно.

Как же случилось, что столь воинственный народ практически исчез с лица земли? На сегодняшний день чукчей осталось всего 16 тыс. человек – едва наберется на средний поселок городского типа в России.

Дело было так. Отказавшись от попыток завоевать чукчей, русское правительство постаралось наладить с ними торговлю. Регулярные контакты дали чукчам возможность приобретать европейские товары: ружья, железные инструменты (сами чукчи железо не добывали, пользовались покупным), и пр. Кроме прочего в далекий северный край пришли две беды: инфекции (прежде всего, оспа) и водка. Русское население и к первому, и ко второму имело иммунитет. А вот северные воины, многие столетия жившие, фактически, в изоляции, увы, такого иммунитета не имели. Результат оказался предрешен.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Лерочка

    Обратный звонок;))

    Ответить
  2. Кейпыткин Николай

    Не надо врать.Как могли чукчи исчезнуть, если в 18 веке чукчей было 8000-9000 человек, то в 20 веке стало 15000 человек.Никуда не исчезли, живут и поныне там, правда расселились по разным землям.Но в основном живут на Чукотке.

    Ответить