Саладин — биография полководца

Саладин

Саладин был султаном Египта и Сирии, который потряс западный мир, разгромив армию государств-крестоносцев в битве при Хаттине, а затем захватив Иерусалим в 1187 году. Объединив мусульманский Ближний Восток от Египта до Аравии посредством мощного сочетания войны, дипломатии и обещания священной войны, Саладин практически уничтожил государства латинского Востока в Леванте и успешно отразил Третий крестовый поход (1187-1192 гг). Навыки Саладина в войне и политике, а также его личные качества великодушия и рыцарства привели к тому, что он был восхвален как христианскими, так и мусульманскими писателями, так что он стал одной из самых известных фигур Средневековья и предметом бесчисленных литературных произведений с момента его смерти в его любимых садах Дамаска в 1193 году.

Биография

Саладин, полное имя которого было аль-Малик аль-Насир Салах аль-Дунья Вааль-Дин Абу Музаффар Юсуф ибн Айюб Ибн Шади аль-Курди, сын Аюба, курдского наемника, родился в 1137 году в замке Такрит к северу от Багдада. С детства его привлекала военная карьера. Он знал, что когда-нибудь поднимется по служебной лестнице и заработает репутацию опытного всадника. Он последовал за своим дядей Ширкухом в поход, результатом которого стало завоевание Египта в 1169 году. Затем Саладин перешел от своего родственника в качестве губернатора Египта к Нур ад-Дину, независимому губернатору Алеппо и Эдессы. Когда Нур ад-Дин умер в мае 1174 года, его коалиция мусульманских государств распалась, а его преемники сражались за господство. Саладин заявил, что он был истинным наследником и взял Египет для себя.

Саладин, ныне султан Египта, повторил подвиг Нур ад-Дина в Сирии, когда он захватил Дамаск в 1174 году. Затем Саладин приступил к объединению мусульманского мира или, по крайней мере, к формированию какой-то коалиции – нелегкая задача, учитывая многочисленные государства, независимых правителей городов и различия в религиозных убеждениях мусульман-суннитов и шиитов. Стратегия Саладина представляла собой мощную смесь войны и дипломатии, смешанную с идеей о том, что он и только он может вести священную войну против христианских поселенцев на Ближнем Востоке, которые создали такие латинские государства, как Иерусалимское королевство. Превосходство Саладина среди мусульманских лидеров было закреплено, когда халиф Багдада, глава суннитской веры, официально признал его правителем Египта, Сирии и Йемена.

Саладину также помогала его растущая репутация справедливого и щедрого правителя, а также тщательно культивируемый образ Саладина как защитника ислама от соперничающих религий, особенно христианства. Позиция Саладина была еще более укреплена в мае 1183 года, когда он захватил Алеппо. К 1185 году Саладин контролировал Мосул и был подписан договор с Византийской империей против их общего врага-сельджуков. Теперь он может безопасно передвигаться по латинским государствам, зная, что его собственные границы в безопасности. Особенно, когда франки отвлеклись на конфликты за престолонаследие и вопрос о том, кто будет правит Иерусалимским королевством. Саладин выбрал точное время, чтобы нанести удар. В апреле 1187 года был атакован франкский замок Керак, силы под командованием сына Саладина аль-Афдала двинулись в сторону Акры, а сам Саладин собрал огромную армию, состоящую из войск из Египта, Сирии, Алеппо и Джазиры (Северный Ирак). Франки собрали свои силы в ответ, и две армии встретились в Хаттине.

Битва при Хаттине и Иерусалиме

Битва при Хаттине началась 3 июля 1187 года, когда конные лучники Саладина непрерывно атаковали и отступали, обеспечивая непрерывное преследование франков. Как сказал один мусульманский историк: ‘стрелы вонзились в них, превращая Львов в ежей. На следующий день последовало более существенное сражение. Саладин смог выставить около 20 000 солдат в Хаттине. Франки находились под предводительством Ги де Лузиньяна, царя Иерусалима, и могли выставить около 15 000 пехотинцев и 1300 рыцарей. Франки были в меньшинстве и испытывали серьезную нехватку воды, в то время как мусульманская армия, располагая обильными припасами, поджигала сухую траву и кустарник, чтобы еще больше усилить страдания противника. Вскоре армия начала распадаться, как карточный домик. Кавалерийские войска действительно прорвали мусульманские рубежи, но для остальной армии не было спасения, и Саладин одержал громкую победу над самой большой армией, которую когда-либо собирали франки.

Разумеется, многие франки попали в плен. Некоторые дворяне были освобождены путем выкупа, как это было типично для средневековой войны, в том числе Ги де Лузиньян. Другим повезло меньше. Рейнальда шатильонского ненавидели за его предыдущее нападение на мусульманский караван, и поэтому он был казнен- сам Саладин сначала взмахнул своим ятаганом и отрубил одну из рук Рейнальда. Рыцари двух военных орденов, Тамплиеров и госпитальеров, считались слишком фанатичными и слишком опасными (к тому же не предлагали никаких шансов получить выкуп), и поэтому тоже были казнены. Остальные пленники были проданы в рабство. Дорога на Иерусалим была открыта. В сентябре 1187 года Иерусалим, теперь почти полностью незащищенный и чрезвычайно символический приз для обеих сторон, был захвачен Саладином. Христианам было разрешено остаться в городе, хотя все церкви, кроме Гроба Господня, были превращены в мечети.

Саладин

Кроме этого, были захвачены и другие важные стратегические города – Акра, Тверия, Кесария, Назарет и Яффа. С падением Священного города Иерусалима героический статус Саладина был вознесен до небес. Султан активно распространял свою биографию, даже нанял двух официальных биографов для записи своих деяний. Султан был известен своей любовью к поэзии, охоте и садам. Его щедрость, в частности, к родственникам, которые управляли провинциями его империи, была притчей во языцех.

Третий крестовый поход

Саладин давно культивировал идею священной войны против христианского Запада, и теперь, когда он захватил Иерусалим, ему придется вести ее. Ведь Запад не простит такого позора, как потеря Иерусалима. И действительно, Папа Римский Григорий III объявил во всех католических странах третий крестовый поход, чтобы отвоевать Иерусалим. Дали согласие три самых могущественных короля Европы – Фридрих I Барбаросса, король Германии и император Священной Римской империи, Филипп II, король Франции и Ричард Львиное Сердце, король Англии.

Была собрана огромная армия, которая двинулась на юг к Иерусалиму, а армия Саладина преследовала их, когда они продвигались вдоль побережья. Затем 7 сентября 1191 года на равнине Арсуфа вспыхнуло полномасштабное сражение. Крестоносцы одержали победу, Саладину ничего не оставалось, как отступить в относительную безопасность леса, граничащего с равниной. Перед этим было кровопролитное сражение за Акру, которая также была потеряна для мусульман (благодаря военному таланту короля Англии). Хотя ни Акра, ни Арсуф не нанесли серьезного ущерба армии Саладина, два поражения подряд, а затем потеря Яффы Ричарду I в августе 1192 года н. э., в совокупности нанесли ущерб военной репутации Саладина среди его современников.

Многие отмечали его стиль ведения войны — преследование и удар в наиболее слабое место армии. Саладин также знал, что западные короли не могут оставаться на востоке бесконечно- время всегда было на его стороне И, как оказалось, подход Саладина был успешным, так как армия крестоносцев к тому времени, когда она добралась до своей главной цели – Иерусалима, была слишком истощена, а армия Саладина все еще была угрозой. Несмотря на наличие побед в начале похода, он прекратился осенью 1192 года. Затем последовал мир, заключенный путем переговоров, Иерусалим вновь оказался в руках арабов.

Саладин не смог извлечь выгоду из ухода Крестоносца, потому что он умер вскоре после этого в Дамаске 4 марта 1193 года. Ему было всего 55 или 56 лет, и, скорее всего, он умер от физической истощенности, появившейся за многие годы, проведенные на войне.

Трое сыновей Саладина взяли под свой контроль Египет, Дамаск и Алеппо , в то время как другие эмиры ссорились за остатки. Саладин оставил после себя неизгладимое наследие, основав династию Айюбидов, которая правила до 1250 года в Египте и 1260 года в Сирии, в обоих случаях была свергнута мамлюками. Саладин также оставил наследие в литературе, как мусульманской, так и христианской. Действительно, звучит несколько иронично, что мусульманский лидер стал одним из великих образцов рыцарства в европейской литературе XIII века. Многое было написано о султане при его жизни и с тех пор, но тот факт, что его дипломатические и лидерские качества можно найти как в современных мусульманских, так и в христианских источниках, говорит о том, что Саладин действительно достоин своего положения одного из великих средневековых лидеров.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий