Самые известные западные анархисты

Пьер-Жозеф Прудон, Франция

Анархическая мысль впервые появилась на Западе. Она стала распространяться по Европе в начале XX века. Анархизм представляет собой совокупность доктрин и взглядов, основанных на вере о вреде правительства и государства. Первым, кто назвал себя анархистом, был Пьер-Жозеф Прудон.

Пьер-Жозеф Прудон, Франция

Во Франции в XIX веке жил либертарианец-социалист Пьер-Жозеф Прудон. Он родился в бедной семье трактирщика-бондаря в 1809 году. С девяти лет Пьер-Жозеф уже начал зарабатывать, пася овец в горах Джура. Такое трудное детство сильно повлияло на его идеи. Его видение идеального мира почти до конца оставалось представлением идеальной жизни, в которой крестьяне-фермеры и мелкие ремесленники, такие как его родители, живут в условиях свободы, согласия и достойной бедности.

Он считал, что роскошь отталкивает. Прудон никогда не искал её ни для себя, ни для других. С раннего детства Пьер-Жозеф проявлял признаки интеллектуального блеска. Учась в колледже Безансона, он получал специальную стипендию. Часто богатые ученики дразнили его за деревянные башмаки, которые он носил. Из-за бедности он покинул колледж и стал учеником печатника. Осваивая новое ремесло, Прудон выучил латынь, греческий и иврит. В типографии молодой человек познакомился с либералами и социалистами и попал под их влияние, особенно социалиста-утописта Шарля Фурье.

Позднее он решил создать собственную типографию. Прудон всегда восхищался разными писателями. В 1838 году он отправился учиться в Париж. В этом помогла присуждённая Академией Безансона стипендия. У Пьера –Жозефа появилось время для разработки своих идей, которые вылились в 1840 году в первую значительную книгу «Что такое собственность?».

В ней он говорил, что собственность – это воровство. Но он не нападал на собственность в общепринятом смысле. Под его критику попадал только вид собственности, при котором один человек эксплуатирует труд другого. Прудон также критиковал и марксизм, считая, что тот отнимает у человека контроль над средствами производства. В 1842 году он попал под суд после публикации «Предупреждения собственникам». Но присяжные его оправдали, не поняв смысл обвинений, предъявленных Прудону. В 1843 году Прудон вступил в тайное общество ткачей в Лионе. Их взгляды расходились с революционной традицией Франции.

В некоторой степени Прудон соглашался с их взглядами. Такую идею он назвал мутуализм, считая его формой анархизма. Прудон общался с феминисткой Флорой Тристан, Карлом Марксом, Михаилом Бакуниным и Александром Герценом. Но в 1846 году он выступил против Маркса и его социалистического движения. В 1910 году произошёл настоящий разрыв между либертарианцами и социалистами, а также между анархистами и марксистами.

Началась вражда между Марксом и учеником Прудона Бакуниным. Многие анархистские статьи Прудона уничтожались государственной цензурой. Он попал в тюрьму в 1849 году за критику Луи-Наполеона, а вышел из неё в 1852 году, отбыв срок в стандартных для того времени условиях. Находясь в тюрьме, Прудон женился и даже стал отцом. После освобождения Прудон всё равно подвергался преследованиям. Пьер-Жозеф Прудон первым провозгласил доктрину под названием «анархизм». Умер Прудон в возрасте 56 лет в 1865 году.

Эмма Гольдман, США

Эмму Гольдман считают международным анархистом, которая вела свою левую деятельность в США. Эмма родилась в 1869 году в Ковно (ныне Каунас) на территории современной Литвы. Образование она получила в Санкт-Петербурге. Там же она связалась с радикальным студенческим кружком. В 1885 году Гольдман иммигрировала в США, где поселилась в Рочестере. Она работала на швейной фабрике.

Эмма Гольдман, США

Там она познакомилась с социалистическими и анархическими группами. Переехав в Нью-Йорк, она установила связь с Александром Бергманом, который находился в тюрьме за попытку убийства Генри Клея Фрика. Вскоре Гольдман и сама попала в тюрьму. Она разжигала беспорядки среди безработных. После освобождения в 1895 году анархистка отправилась в турне, во время которого читала лекции, которыми вдохновился Леон Чолгош, убийца президента. Но сама Гольдман отвергала терпимость к насилию. Вместе с Бергманом они организовали периодическое издание «Мать-Земля».

Его закрыли в 1917 году. Гольдман часто публиковала работы об анархизме и социальных проблемах. Эмма Гольдман также была сторонницей свободной любви, в которой законы церкви и государства не имели значения. В 1916 году она снова угодила за решётку, так как высказывалась о контроле над рождаемостью. После начала Первой мировой войны анархистка стала выступать против призыва в армию, за что опять лишилась свободы на два года.

В 1919 году в США началась истерия по поводу сети коммунистических агентов. «Красную Эмму» Гольдман как подстрекателя вместе с ещё 247-ю людьми депортировали в советскую Россию. Но там она, спустя два года, разочаровалась в ней. Гольдман покинула Россию в 1923 году.

Но по-прежнему анархистка оставалась активной, живя в Швеции, Германии, Англии, Франции, Канаде и других странах. Перед самой смертью она работала в Испании, организовав там антифашистское дело во время гражданской войны. Умерла Эмма Гольдман в Канаде в 1940 году в возрасте 70-ти лет.

Эррико Малатеста, Италия

Итальянский анархист и революционер Эррико Малатеста родился в 1853 году. Он, как и его сторонники, утверждал, что революционные идеи лучше толкать в массы с помощью вооружённого восстания. Политическим активистом Малатеста стал ещё в подростковом возрасте. Он помогал организовывать революционные группы в Румынии, Италии, Испании, Египте, Аргентине и других странах. В общей сложности Малатеста провёл в тюрьмах более 12 лет. Его трижды приговаривали к смертной казни, которую заменяли ссылкой.

Он был тесно связан с русским анархистом Петром Кропоткиным. Малатеста организовывал рабочие съезды во Франции, Бельгии, Швейцарии. Но них анархист призывал рабочих вооружаться. Его изгоняли из всех стран, где он побывал. В 1899 году Эррико появился в США, где стал редактировать анархистский журнал и читать лекции. Более спокойная жизнь была у него в Лондоне. После амнистии в 1919 году Малатеста вернулся в Италию и снова занялся там политической деятельностью до прихода к власти фашистов. Умер Эррико Малатеста в 1932 году в Риме.

Луиза Мишель

Во Франции пропагандировала социалистические темы анархистка Луиза Мишель, полное имя которой было Клеманс-Луиза Мишель. Она родилась в 1830 году в Вонкур-ла-Кот. Она получила педагогическое образование, и ещё во время учёбы начала разрабатывать свои революционные идеи. Во время осады Парижа в 1870-71 годах она рьяно воевала с Национальной гвардией, защищая Парижскую Коммуну.

После поражения её посадили в тюрьму. Она была освобождена по амнистии в 1880 году. После этого Луиза Мишель снова продолжила свою революционную деятельность по всей Франции. Она читала лекции, подстрекая к бунту. В 1886 году анархистка поселилась в Лондоне, но всегда оставалась в курсе революционных событий, происходящих в мире. Только в 1896 году ей удалось вернуться во Францию, где она до самой смерти читала лекции революционной тематики. Её работы раскрывали сильное чувство общественного сознания. Луиза Мишель рьяно отвергала парламентскую реформу, веря только в сенсационные акты насилия. Она всегда выступала за классовую войну. Умерла анархистка в Марселе в 1905 году.

Мэтью Арнолд, Англия

Знаменитый английский анархист Мэтью Арнолд родился в 1822 году в Миддлсексе. Многим он знаком как викторианский поэт и литературный критик. Особенно Арнолд известен своими классическими выпадами в сторону «варваров» (аристократии), «филистимлян» (торговый средний класс, буржуазия) и «народных масс». Он был сыном директора школы в Регби. Образование Арнольд получил в Оксфорде, где был награждён премией Ньюдигейта за свою поэму «Кромвель». Он всегда любил Оксфорд. В 1847 году Арнольд получил место личного секретаря лорда Лэнсдауна.

В 1851 году он женился на Фрэнсис Люси Уайтман. Молодой человек часто путешествовал по провинциям, а также побывал по заданию правительства во Франции, Германии, Голландии и Швейцарии. «Культура и анархия» стала в некотором смысле центральной работой Арнольда, как критика. Она продолжила его более ранние атаки на самодовольство, мещанство, поклонение мамоне в викторианской Англии. Он классифицировал английское общество на варваров с высоким духом и выдающимися манерами, филистимлян, с их цитаделью религиозного несоответствия и большим количеством морали, и народные массы, с недостаточной «сладостью и светом», сырые и слепые. Умер поэт-анархист в 1888 году от сердечной недостаточности. Его уход был внезапным.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий