Сколько было Лжедмитриев?

Сколько было Лжедмитриев?

В период Смутного времени в начале XVII века в политической жизни появилось невиданное прежде явление – самозванчество, яркими представителями которого были Лжедмитрии, да и не только они. Прежде в истории Руси самозванцы практически не появлялись. Главной причиной их появления стал как династический кризис, связанный с пресечением династии московских рюриковичей, так и социально-экономический кризис, порожденный начавшимся закрепощением крестьян, формирование дворянского сословия, противостоящего родовитой вотчинной аристократии.

Своими вершинами эти кризисы уперлись в личность царя, в котором соединялись две позиции: если царь законный, то он справедливый, если он не законный – он несправедливый. Имелось и обратное толкование – если царь несправедливый, то он незаконный. При этом Лжедмитрии всегда являлись не только выразителями чьих-то интересов, но и инструментами – их использовали самые различные политические силы для того, чтобы под их знаменем добиваться своих целей.

Первый Лжедмитрий объявился в Речи Посполитой в 1601 году, где значительно позже – в 1603 г., будучи как будто бы при смерти объявил о свое царском происхождении князю Адаму Вишневецкому. По его версии, людьми Бориса Годунова был убит другой мальчик, а его спас некий бывший при нем лекарь.

Сколько было Лжедмитриев?

Конечно же слух о чудесно спасшемся Димитрии возник раньше реально воплотившегося Лжедмитрия., и самозванец использовал уже ходившую молву. Другой вопрос – использовал ли идею он сам или он лишь исполнитель заговора. Наиболее распространенная версия, что под именем этого Лжедмитрия скрывался Григорий Отрепьев – дворянин бояр Романовых, постриженный в монахи. Поэтому предполагается, что может быть это они, враги Годунова, подвигнули своего слугу подорвать власть незаконного царя. Есть и сейчас небольшая часть тех, кто полагает, что Лжедмитрий I на самом деле Дмитрий. Но это вряд ли, ибо совсем не похож как внешне, так и по поведению. Но главное не в том, кто именно скрывался под именем Дмитрия, а то, чем руководствовались его сторонники.

Поляки и литовцы поддержали его, как проводника их интересов, народ пошел за законным справедливым царем, против незаконного. Боярство и дворянство перешли на сторону Дмитрия, чтобы избавиться от ненавистных им Годуновых. Пожалуй, только последним Лжедмитрий и помог. Остальные, не получив желаемого, перестали его поддерживать, что и обеспечило скорое свержение в мае 1606 г.

Не прошло и нескольких месяцев, как в Речи Посполитой объявился вновь чудесно спасшийся Дмитрий. Этот самозванец обычно номера не имеет, поскольку сам проявил себя мало. И понятно почему. Под именем Дмитрия скрывался бывший сторонник первого самозванца Михаил Молчанов, которого на Москве хорошо знали и который поэтому не мог появиться перед народом открыто.
Причиной появления нового Лжедмитрия была не только сохраняющаяся кризисная ситуация, но и успех Лжедмитрия I. Удачный пример породил продолжение, использование тренда – «чудесно спасшийся истинный царевич». Но если у безномерного Лжедмитрия были свои, мало реализуемые цели, то выступавший от его имени Иван Болотников имел совершенно иные, связанные с восстановлением законной, а значит справедливой для народа власти. И примкнувшие к Болотникову казаки, крестьяне, простые горожане руководствовались теми же чаяниями. А вот дворяне и даже аристократы, вроде князя Телятевского пошедшие с Болотниковым просто намеревались под знаменем очередного Дмитрия свергнуть с престола Василия Шуйского.

Восстание Болотникова провалилось, но отнюдь не идея самозванчества. После того, как авантюра с самозванцами раз за разом позволяла вести за собой народ, новый «Дмитрий» фактически был создан искусственно и против собственной воли человека, который, получил это имя.

Происхождение Лжедмитрия II было весьма туманным, но главное, что он в чистом виде был орудием различных социально-политических сил и практически не имел собственных целей. Теперь любой силе, претендующей в России на власть, нужен был во главе свой «законный царь».

Поэтому нашли такого просто по принципу похожести. Его поддерживала и часть казачества и простого населения для достижения справедливости, поляки и литовцы как орудие своей власти в России, одна часть русской знати как орудие борьбы с Василием Шуйским, а другая – для получения материальных благ, перебегая из Тушинского лагеря Лжедмитрия II к Шуйскому и обратно. У бедного «Дмитрия», которого использовали все, включая авантюристку Марину Мнишек, даже свободы передвижения не было. Посему и печальный был его конец, когда он перестал быть нужным.

Новая активизация самозванчества произошла после свержения царя Василия Шуйского, когда государственная власть перешла в полный хаос. Появились практически в одно время целых два «Дмитрия». Честно говоря, даже странно, что только два, поскольку уже после восстания Болотникова, действовавшего от «Дмитрия», которого никто не видел, появилась целая толпа самозванцев, выдававших себя за самых разных царевичей – одних только «сыновей» царя Федора Ивановича – последнего московского рюриковича – насчитывался почти десяток. Причем, появлялись даже лжелжецаревичи – «чудесно спасшиеся» лжецаревичи. Чаще всего таких самозванцев выдвигала буйная казачья среда, которая, благодаря Смуте, распространилась по всей стране. Именно казаки в Новгородской земле нашли нового «Дмитрия» – Лжедмитрия III, которому удалось укрепиться в Пскове.

Но довольно быстро выяснилось, что скрывается под этим именем некто то ли Матюшка, то ли Сидорка. Но дело даже не в этом, а в том, что обложив псковичей непомерными податями, не подходил под понятие справедливого царя. Да и приняли они его, поскольку Псков, окруженный врагами со всех сторон, нуждался в политической опоре. Даже земские ополченцы у Москвы поначалу признали «псковского вора». Однако поддержка длилась недолго. Обнаглевший «Дмитрий» потерял поддержку даже казаков и был свергнут и затем убит.

Четвертый Лжедмитрий появился в Астрахани, и даже пользовался определенной местной поддержкой. Он также был не более чем орудием местной знати. Про этого, Лжедмитрия последнего, не известно практически ничего.

В общей сложности было пять Лжедмитриев, но лишь одному из них удалось реально сесть на московский трон, но ненадолго, и еще одному хотя бы числиться царем в подмосковном лагере. Так что проект идеального справедливого царя оказался провальным, также как попытки отдельных групп, тем более иноземцев, посадить на трон своего ставленника. Хотя от Лжедмитрия II теоретически даже могла пойти новая династия в России – в качестве претендента на престол выдвигался сын его и Марины Мнишек – Иван, прозванный «воренком». Но сторонников возведения на трон сына самозванца оказалась немного, а судьба этого совершенно невинного ребенка была трагична.

Самозванцы появились в период политического кризиса, и закончились с его прекращением. Законность взяла верх над идеей справедливости, что понятно. Уставший от хаоса народ, стремился к упорядочиванию жизни, а не постоянному хаосу при поиске идеальной справедливости. Хотя рецидивы самозванчества как поиска справедливой власти еще не раз появлялись в дальнейшем.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий