Скоморохи на Руси – смешные и страшные

Скоморохи на Руси – смешные и страшные

В современном обществе артисты, светские львицы и мистически одаренные особы пользуются большим уважением. Их мнение имеет вес в самом широком спектре вопросов: от политики до науки.

Их образ жизни является образцом для подражания в молодежной среде, а доходы могут вызвать зависть у самого трудолюбивого бизнесмена, не говоря уже о крестьянах и рабочих. Артисты, светские львицы и мистически одаренные особы принадлежат к верхам современного общества.

Меж тем еще в относительно близком XVI в. при царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного, дело обстояло иначе: скоморохи, проституки и ведьмы находились в самом низу. Церковь неодобрительно относилось ко всем этим трем категориям.

Однако государство, видя их бедственное положение, все-таки старалось защитить их от несправедливых обид. Интересный материал для анализа дает Судебник царя Федора Иоанновича, изданный в 1589 году.

В этом Судебнике есть раздел «о бесчестии». В нем мы видим все русское общество, распределенное «по полочкам» сверху донизу. Наверху, как полагается, военная знать и госслужащие, затем –  купцы и состоятельные горожане, потом крестьяне, и уж в самом конце – скоморохи, калики перехожие, и прочие неблагополучные категории.

Впрочем, «описанный скоморох», то есть, скоморох,  который был учтен в тогдашней налоговой службе и платил налоги, оценивался наравне с богатым крестьянином. Не описанный – в 20 раз дешевле. Бродячий скоморох ценился и того менее. То есть, государственная защита напрямую зависела от важности выполняемой общественной функции, от исполняемого труда.

Чем же промышляли скоморохи? Тут у исторической науки никаких сомнений нет. Скоморохи – это первопроходцы отечественной индустрии развлечений. Они играли на музыкальных инструментах (гуслях, дудках-сопелях, домрах и бубнах), пели затейливые куплеты, танцевали и разыгрывали смешные сценки на торговых площадях и при дворах князей и бояр.

Скоморошьим делом был и кукольный театра, и фокусы, и то, что сейчас бы мы назвали организацией массовых гуляний. Скомороший юмор часто бывал грубоват. Для них не было запретных тем. Часто основой для скоморошьих представлений были сатирически обыгранные и «вывернутые наизнанку»  элементы церковной службы, свадебного обряда, родов и похорон.

Для усиления комичности скоморохи могли надевать одежду наизнанку, наряжаться в женское платье, носить маски. Интересно, что кожаные маски скоморохов были найдены в древних культурных слоях Новгорода.

Скоморохи на Руси – смешные и страшные

Часто скоморохи выступали в кабаках. Понятно, что в таких условиях юмор их из грубоватого превращался в прямо скабрезный. Нужно было рассмешить всех и каждого, чтобы человек, отсмеявшись, не пожалел бросить скомороху монетку.

Билетов на представление в те далекие времена не продавали. Зритель голосовал копейкой: если было интересно и весело, довольные потребители скоморошьего искусства считали справедливым поделиться с исполнителями деньгами, выпивкой и закуской. Причем, не до, а после представления. Зрители платили кто сколько мог.

Судя по «Челобитной четырех скоморохов царю Михаилу Федоровичу», у них иногда скапливались серьезные деньги. Правда на базарной площади или в городском кабаке больших денег заработать было нельзя. Поэтому, подобно современным эстрадным звездам, скоморохи обслуживали сильных мира сего на своеобразных «корпоративах».

Редко  какая современная «звезда» согласится честно рассказать, как им приходится отрабатывать гонорар на закрытых дачах у криминальных авторитетов и бизнес-магнатов. Четыре бедных скомороха были честнее: они поведали  царю-батюшке, что приказной чиновник Андрей Крюков, заприметив скоморохов в одном из дворцовых селений, зазвал их к себе на двор.

Скоморохи пошли, очевидно, надеясь на приличный заработок. Но, увы, когда скоморохи явились на богатый двор, их заперли в бане и там мучили. В результате вместо заработка вышел один убыток. Об этом они и решили жаловаться государю. Чем кончилось это дело – неизвестно. Судебное решение, если был суд, до наших дней не дошло. Однако из этого казуса мы видим, что профессия скомороха была сопряжена с определенными опасностями.

Впрочем, большая часть простых людей скоморохам все-таки платила честно. В этом смысле средневековый человек отличался от большинства современных граждан, норовящих бесплатно скачать фильм или, послушав выступление уличных музыкантов (современных скоморохов, по сути), уйти, не бросив им ни копейки.

Нелишним будет заметить, что временами скоморохи из веселых уличных артистов и музыкантов могли превратиться и в довольно зловещих персонажей. Тесная сплоченность скоморошьей ватаги, натренированная выступлениями ловкость, возможность сокрыть лицо маской – все это было хорошей базой для того, чтобы в случае крайней нужды сменить погремушку и дудку на нож и кистень.

В этом случае, «оплата за выступление» взымалась с одиноких путников на большой дороге. И смешно «зрителям» отнюдь не было. Амбивалентность образа скомороха: временами смешного, а временами и страшного отразилась в русском фольклоре: у голливудского Джокера на Руси были достойные предшественники.

Эпоха скоморохов закончилась в XVII–XVIII веках. Причинами заката эпохи стали и методичная деятельность церкви, последовательно искоренявшей скабрезные уличные представления, и новые веяния времени, принесшие с собой новые формы развлечений.

Скоморохи ушли в прошлое вместе с Древней Русью. Но и сегодня с телеэкрана, с театральных подмостков, с импровизированной сцены уличных музыкантов нет-нет да и повеет чем-то совершенно скоморошьим: смешным и страшным.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий