«Соколы Саддама»

МиГ-21
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Иракским МиГ-21, помимо участия в двух арабо-израильских войнах, пришлось «поработать» и в ряде других конфликтов. Одним из них была очередная вспышка войны с курдами в 1974 году. «Двадцать первые» тогда применялись в качестве истребителей-бомбардировщиков для нанесения ударов по наземным целям: скоплениям живой силы и техники, огневым позициям, складам оружия и боеприпасов, населенным пунктам.

Разрыв связей с Америкой

После падения в сосед нем Иране монархии в отношениях между двумя странами вновь начали реанимироваться улаженные, казалось бы, территориальные споры, «приправленные» на сей раз идеологическим «соусом». В 1980 году дело дошло до многочисленных вооруженных инцидентов, в т.ч. с участием авиации (например, летом имел место факт атаки, правд а неудачной, иракскими истребителями в воздушном пространстве сопредельной страны вертолета, на котором летел тогд ашний президент Ирана Банисадр), а 22 сентября началась многолетняя ирано-иракская война.

Накануне ее Ирак имел 290 боевых самолетов, в т.ч. около 100 МиГ-21 различных модификаций. У иранцев было 316 боевых машин, из них боеспособных — всего 98: сказывался разрыв связей с Америкой после победы исламской революции, репрессии против авиаспециалистов бывших шахских ВВС, обычные послереволюционные «разброд и шатание» и пр.

Иракская авиация в первый же день захватила господство в воздухе и продолжала его удерживать вплоть до конца войны. Ее самолеты, в т.ч. и МиГ-21, совершали налеты на цепи в глубине территории противника, наносили удары по ним в прифронтовой полосе, прикрывали свои войска, различные промышленные и военные объекты на территории страны, а также основные города, в первую очередь столицу, Тегеран.

Иранцы же, в свою очередь, мелкими группами, по два-четыре «Фантома», совершали рейды вглубь Ирака, нанося удары по аэродромам противника, позициям ЗРК, РЛС, по Багдаду. Эго вынудило Саддама Хусейна часть своих ВВС перебазировать в приграничные районы, а ряд машин — на аэродромы дружественных государств: Иордании, Йемена, Саудовской Аравии. Например, большая часть МиГ-21, как утверждалось на страницах западной авиа периодики, была перемещена на авиабазу Н-2.

Воздушные бои, согласно публиковавшимся данным, были явлением достаточно редким. Один из них произошел 23 сентября, на второй деть войны, и стоил иракцам одного МиГ-21. Всего же за первую неделю боев ВВС Ирака недосчитались трех машин данного типа. Но, в основном, воздушные бои заканчивались неудачей для летчиков аятоллы Хомейни. Так, 15 октября 1980 года четверка F-4 предприняла попытку налета на Багдад, но была перехвачена над городом пятью МиГ-21. В завязавшемся бою три «Фантома» были сбиты: два ракетами «воздух-воздух» и один — пушечным огнем.

Недостатки в боевой работе

В конце месяца был зарегистрирован еще один бой, на сей раз с группой F-5E. Иранцы лишились двух машин. Несколько позже, уже в начале 1981 года произошло несколько боев иракских истребителей, в т.ч. МиГ-21, с иранскими вертолетами. В своем коммюнике иракцы заявили об уничтожении «множества вертолетов противника».

МиГ-21

Вместе с тем, иностранные наблюдатели обращали внимание на некоторые недостатки в боевой работе многих иракских летчиков, указывая, что они далеко не в полной мере использовали сложившуюся благоприятную ситуацию. Одним из них было отсутствие в ряде случаев достаточной инициативы, действия по шаблону и т.д. Отмечалось, что на авиаторов Саддама давил своеобразный пресс, связанный с высокой репутацией как иранских летчиков, которую те получили еще с шахских времен (хотя объективная реальность была уже иной), так и «Фантомов» по опыту боев с Израилем и, особенно, их авионики, хотя техническое состояние матчасти «исламских ВВС» оставляло желать лучшего.

Особая настороженность проявлялась в отношении имевшихся у иранцев истребителей F-14 «Томкет», точнее, их считавшихся основным вооружения —ракет дальнего действия «Феникс». Однако их использование оказалось более чем редким. Министерство обороны Ирака заявляло, что был отмечен всего один случай пуска «Феникса» по МиГ-21, причем МиГ ушел от ракеты. Правда, другие источники оспаривают это утверждение и говорят о потерях. Западные эксперты считают, что за годы войны (1980-1988 годов) в воздушных боях между МиГ-21 и F-14 стороны потеряли соответственно две и одну машины. Однако основные потери иракские ВВС несли от огня зенитной артиллерии, а также ЗРК «Хок» и «Стингер». Потери Ирака к концу марта 1983 года определялись в 35 МиГ-21, F-7 и МиГ 19.

С сентября 1980 года по начало 1983 года в отношении Ирака действовало эмбарго на поставку оружия, военной техники и прочего имущества подобного рода из СССР, поэтому багдадскому руководству пришлось изыскивать и другие источники военных поставок. Среди новых поставщиков оказался Египет, который поддерживал Ирак, намереваясь таким образом вырваться из общеарабской изоляции, в которую страна попала после заключения сепаратного мирного договора с Израилем.

Среди прочей техники египтяне поставили в Ирак около восьмидесяти F-7, ранее закупленных в Китае. Эти машины были, по сути дела, МиГ-21Ф-13, выпускавшимися в КНР по советской лицензии, однако западная пресса отмечала их большую доведенность по сравнению с базовым образцом, лучшие пилотажные качества, увеличенный моторесурс, более совершенное эргономическое решение кабины летчика. Вместе с самолетами в страну прибыло тринадцать египетских летчиков-инструкторов. Они занимались подготовкой иракских коллег, но иногда и сами совершали боевые вылеты. Позже были сообщения о том, что число египетских летчиков в Ираке было увеличено до восьмидесяти человек, которые также привлекались к участию в боевых операциях.

Не прекращалось поступление вооружения из стран Запада, и достаточно распространенным явлением стало в ВВС Ирака приспособление советской авиа техники к западным образцам вооружения. Так, в начале 1981 года рад МиГ-21 был переоборудован под французские УР «Мажик» класса «воздух-воздух», в чем была заслуга находившихся в стране пакистанских техников. Вскоре при помощи нового оружия был сбит «Фангом». Считается, что и упоминавшийся потерянный иранцами «Томкет» также обязан «Мажику».

Надо сказать, что не всегда можно было по сводкам о воздушных боях, проходившим над Ираном и Ираком, определить, какие из них велись с участием МиГ-21 либо F-7, их победы и потери, поэтому трудно представить какую-либо обобщенную статистику.

Наземные силы неприятеля

Также МиГи привлекались к действиям против наземных сил неприятеля, особенно в периоды крупных наступательных операций иранцев. К концу войны в составе ВВС Ирака было примерно 75 МиГ-21 МФ и ПФ, около 80 F-7 и шесть МиГ-21 УТИ. В ходе конфликта иранцы также полумили 18 штук F-7 из Северной Кореи. Эти самолеты не передавались в ВВС, а были включены в состав авиации Корпуса стражей исламской революции и привлечены к ПВО внутренних районов Ирана.

Во время войны произошел неприятный инцидент с сирийским МиГ-21: самолет 28 июля 1987 г. нарушил воздушное пространство Ирака и был сбит. Летчик спасся и попал в плен.

Нет достоверных данных об участии МиГ-21 во вторжении войск Саддама в Кувейте августе 1990 г., хотя на страницах печати упоминалось о действии каких-то МиГов без конкретизации их типа.

Во время проведения западными союзниками операции «Буря в пустыне» был зафиксирован ряд воздушных боев американских летчиков с иракскими МиГ-21, четыре из которых было сбито: два (возможно, F-7) 17января 1991 года истребителями F/A-l 8С эскадрильи VFA-18 ВМС США, и еще два—одним F-15С 53-й АЭ тактических истребителей ВВС США.

Иракских побед не зафиксировано. Надо сказать, что эти бои велись вне пределов визуального опознания противника, с использованием УР класса «воздух-воздух». Поэтому экспертами не исключена возможность ошибки при идентификации американцами типа самолетов противника. Следует также отметить, что среди укрывшихся в ход е боевых действий в Иране иракских самолетов МиГ-21 отсутствовали.

После победоносного завершения кампании союзниками на севере и юге Ирака были введены зоны, запретные для полетов авиации Саддама Хусейна. Посему боевая активность ВВС Ирака, в т.ч. и МиГ-21, была сведена к нулю.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *