Советские летчики в боях за Ржев

Советские летчики в боях за Ржев
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Войска Калининского фронта продолжали атаки в районе Ржева. Красноармейцам при поддержке авиации удалось 10 января отбросить на юг части 23-го ак, захватить ряд важных опорных пунктов и уничтожить два батальона.

Транспортным группам люфтваффе, ранее снабжавшим по воздуху отрезанные гарнизоны, теперь было приказано задействовать для этого вдвое больше самолетов. Одновременно командование группы армий «Центр» требовало нанести удар всеми исправными боевыми самолетами по советским войскам, прорывавшимся к важной железной дороге Вязьма — Ржев, а также к Сычевке — центру снабжения и транспортному узлу.

Усилило действия авиации на ржевском направлении и советское командование. Наибольшее количество боевых вылетов — 98 — удалось выполнить летчикам ВВС Калининского фронта 11 января.

Как говорилось в одной из сводок за этот день, «требовалось организовать надежное прикрытие своих войск, поскольку неприятель начал действовать по нашим войскам на поле боя». Кроме того, авиаторы смогли нарушить в ряде мест проводную связь неприятеля, уничтожить не менее 15 автомашин и попытались не допустить подхода вражеских подкреплений в район Ржева из Погорелого Городища.

Германское командование срочно перебрасывало в верхнюю излучину Волги 1-ю танковую дивизию, которая сыграла впоследствии важную роль при проведении противником контрудара. Наша радиоразведка перехватила приказ, адресованный штабу 1 -й тд: «Принять строжайшие меры по экономии горючего». Зенитное прикрытие танковых частей оказалось весьма сильным — в ряде случаев советская авиация понесла существенные потери.

Так, четверка Ил-2 503-го шап, вылетевшая 11 января для атаки танков, не вернулась на свой аэродром. Ближе к вечеру выяснилось, что ведущий штурмовик старшего лейтенанта Марковцева приземлился в поле с иссеченной снарядами плоскостью, вынужденные посадки совершили на поврежденных машинах лейтенанты Костин и Скориков, а молодой неопытный сержант Афонченко в дымке потерял ориентировку и вернулся на другой аэродром.

11 января вышла директива Ставки ВГК, требовавшая от войск генерала Конева не позднее 12 января овладеть Ржевом. В документе Сталин потребовал от командующего фронтом максимально задействовать все имеющиеся авиационные силы и «громить вовсю г. Ржев, не останавливаясь перед серьезными разрушениями города». Необычный, можно сказать курьезный, приказ получил 11 января командир 180-го иап майор И.М.Хлусович: «В течение всего дня, начиная с рассвета, прикрыть г. Калинин. Это связано с тем, что 11.1.1942 г. в город прибудет товарищ Калинин М.И.»

Действующие на Калининском фронте разведчики регулярно докладывали об интенсивной работе немецкого аэродрома около совхоза Дугино, где постоянно базировалось 60 — 80 самолетов разных типов. Утром 13 января первые налеты на вражескую авиабазу совершили два СБ и два Пе-2 из 150-го бап.

Советские летчики в боях за Ржев

Летчики капитан Панков и лейтенант Селезнев доложили о пяти прямых попаданиях в неприятельские самолеты и об успешной атаке носовыми пулеметами случайно встреченного Hs126 — он перешел в штопор и упал восточнее Зубцова. (По немецким данным, потерь в самолетах от налета не было, загорелись ангар и две автомашины, а атакованный «хеншель» из отряда 3(Н)/21, получивший повреждения, сумел приземлиться на аэродроме в Вязьме.)

В тот же день Дугинский аэродром атаковала пара Пе-2, принадлежащая 128-му бап. Приказ по 31-й сад отметил меткость стрелка-радиста сержанта Г.Ф. Алексеева (впоследствии Героя Советского Союза), сбившего около Ржева из бортового пулемета Bf 110 из группы II/ZG26. Низкий туман не позволил столь же точно действовать экипажам полка при выполнении бомбометаний, тем не менее налеты продолжились до 16 января.

Каждый раз наши авиаторы докладывали об успешно пораженных целях, «клубах дыма, очагах пожаров», считая, что за четыре дня уничтожено не менее 50 самолетов. Эти данные не нашли подтверждения в документах противника. К тому же противовоздушная оборона аэродрома оказалась эффективной: немецкие истребители, взаимодействуя с зенитчиками, в разрывах облаков подстерегали советские бомбардировщики. Пытаясь сбить наши машины, они заставляли экипажи поспешно сбрасывать бомбы и выходить из зоны огня.

Высокую результативность боев на данном участке фронта показали летчики 180-го иап. За январь им было засчитано 16 побед, в то время как другие истребительные полки ВВС Калининского и Западного фронтов не претендовали более чем на шесть сбитых в этом месяце.

(Так, 4-я сад доложила в январе о пяти победах; 19 самолетов сбили на участке 4-й ударной армии огнем зенитных средств, а также из стрелкового оружия пехоты.) Наибольший ущерб противнику истребители 180-го иап нанесли 16 января, когда лейтенанты С.Ф. Долгушин и С.В.Макаров сумели в плохую погоду перехватить и уничтожить западнее Ржева Ju88 (код 5F+EM). Немецкий экипаж возглавлял командир разведывательного отряда 4(F)/14 капитан К. фон Девиц (К. von Dewitz).

Его имя было хорошо известно в люфтваффе еще до начала второй мировой войны. Капитан бессменно командовал подразделением и совершил несколько успешных пролетов над Москвой прошлой осенью. Малая высота полета не позволила кому-либо из германских авиаторов воспользоваться парашютом.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *