Советские ВВС наступают

семь авиационных дивизий ВВС
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

5 декабря войска Красной Армии начали Калининскую наступательную операцию, на следующий день — Клинско-Солнечногорскую, Елецкую и Тульскую наступательные операции. Основной удар был направлен по группировкам неприятеля, наиболее угрожавшим столице. Противник сначала оказывал упорное сопротивление, но затем начал поспешный отход, бросая технику и тяжелое вооружение. Некогда лучшие соединения германской армии дрогнули, опасаясь полного окружения. Так, из Клина панически бежали солдаты и офицеры 1-й тд, 14-й и 36-й мд; взорвав неисправные танки, Истру поспешно покидали танкисты 5-й, 10-й и 11-й тд; частям 18-й тд, 5-й и 10-й мд пришлось оставить Михайлов и станцию Епифань…

С первого дня в контрнаступлении участвовали и наши авиаторы. Для лучшего взаимодействия с наземными войсками все семь авиационных дивизий ВВС Западного фронта были закреплены за общевойсковыми армиями, которым предстояло вести наступление. Три четверти фронтовой авиации планировалось использовать для ударов по вражеской группировке северо-западнее Москвы, остальную часть — против 2-й танковой армии Г. Гудериана к югу от столицы.

Частям ВВС ставились задачи поддержать бомбовыми и штурмовыми ударами войска при прорыве германской обороны, сорвать подход вражеских резервов и непрерывно вести воздушную разведку. С 5 декабря днем и ночью, насколько позволяла погода, краснозвездные самолеты громили опорные пункты противника: наносили удары по артиллерийским позициям, скоплениям танков, штабам. С 5 по 7 декабря в Подмосковье стояла ясная холодная погода, а затем резко потеплело, причем оттепель, как это обычно бывает, сопровождалась низкой облачностью.

семь авиационных дивизий ВВС

В сложных метеоусловиях, которые отмечались особенно часто в утренние часы, авиация, как правило, действовала одиночными самолетами и звеньями. Немалую роль сыграли летчики на самолетах Р-5, P-Z и У-2. Так, 9 декабря командиры семи легкобомбардировочных полков получили задачу нанести удар по немецким войскам в районе Клина. Из-за снегопада и обледенения смогли вылететь лишь несколько экипажей 702-го полка. Летчики Людвиг, Торон, Сарвин действовали исключительно удачно, поддержали атаку пехоты и были удостоены орденов Красного Знамени. Через несколько дней эффективно содействовали наступлению частей 1-й ударной армии экипажи 710-го полка на самолетах У-2.

В наступательных операциях отличились авиаторы хорошо подготовленных частей, успевшие накопить боевой опыт в оборонительном сражении под Москвой. Например, только за первые восемь дней декабря 1941 г. истребители 180-го полка выполнили 208 вылетов, в т. ч. 24 — на штурмовку неприятеля. Их боевая работа была отмечена четырьмя благодарностями командиров наземных войск и командующего ВВС генерала П.Ф. Жигарева.

11 декабря в непогоду четыре Ил-2 из 503-го полка нанесли удар по переправе на реке Лама, забитой отступавшими немецкими войсками. Штурмовики действовали самоотверженно, снижаясь до высоты 5-7 метров и выполняя по нескольку заходов на цель. В течение последующих двух дней по шоссе, которое соединяло Клин и Калинин и активно использовалось противником, наряду с летчиками-штурмовиками наносили удары авиаторы 150-го полка, 180-го полка и других полков. Результаты их работы зафиксировала воздушная разведка: горящие и разбитые автомашины, искореженные и брошенные танки, многочисленные трупы солдат и офицеров.

Громить врага авиаторам помогали партизаны Подмосковья. С 9 по 11 декабря было совершено несколько воздушных налетов на мост через реку Сестра юго-восточнее Клина, закончившихся неудачей. На выручку пришли подрывники из отряда, действовавшего в Волоколамском районе. Им удалось 12 декабря взорвать пролет моста и на сутки прервать движение противника по шоссе. Около пятисот машин разных типов, скопившихся в этом районе, подверглось ожесточенной бомбежке.

Налеты партизан отмечались и в других местах. Во время одного из рейдов подмосковный отряд «Смерть фашистам» обнаружил и взорвал немецкий истребитель, совершивший вынужденную посадку. Однако отсутствие налаженной связи зачастую препятствовало более согласованным действиям партизанских отрядов и авиации.

Низкая облачность, а порой и метели не позволяли советским летчикам наносить массированные удары. Но и в плохих погодных условиях они проявляли значительную активность. С 6 по 11 декабря экипажи фронтовой авиации совершили более 700 вылетов в районе Клина и Рогачева. ВВС Московской зоны обороны способствовали наступлению 1-й ударной и 20-й армий. С наибольшей нагрузкой действовали истребители 6-го полка ПВО. За первые пять дней контрнаступления они 2279 раз стартовали в небо, почти треть боевых заданий была связана со штурмовкой немецких войск. По данным управления ПВО, на каждые десять пролетов краснозвездных машин в эти дни люфтваффе отвечали одним.

Летчики 6-го полка ПВО 5 декабря 481 раз поднимались в воздух, 498 — на следующий день и 466 — 7 декабря, при этом количество вылетов на атаку неприятельских войск возрастало: 99, 125 и 168 соответственно. В сводках корпуса отмечались самоотверженные действия авиаторов 11-го, 28-го, 95-го, 495-го, выполнивших большинство штурмовок и бомбежек. За три дня на головы немцев было сброшено 120ФАБ-50, 214ФАБ-100 и выпущено 1331 РС- 82. Только за 7 декабря, по данным штаба 6-го иак ПВО, противник лишился 24 танков, 150 автомашин, 29 крытых фургонов и повозок. Огонь зенитных средств оказался не-организованным, и лишь три истребителя получили в этот день повреждения, но сумели совершить вынужденные посадки в расположении своих войск.

Наивысшее напряжение авиаторы 6-го иак выдержали 14 декабря, выполнив 531 боевое задание, вт. ч. в 146 случаях они сами громили отступавшие войска противника в районе Теряевой Слободы — Волоколамска. По докладам экипажей, было уничтожено и повреждено 7 танков, 363 автомашины, 21 фургон и много другой техники. В тот день низкая облачность помогла первой группе истребителей неожиданно обрушиться на противника. Но затем немцы смогли повысить эффективность прикрытия отходящих частей 3-й танковой группы — шесть истребителей корпуса не вернулись на свои аэродромы, а один приземлился с большим количеством пробоин. Як-1 лейтенанта В.Е.Ковалева из 11 -го иап был подбит и пилот направил машину на огневую позицию зенитной батареи. Капитан К.Н.Титенков считал Венедикта Ефимовича своим лучшим учеником; на счету Ковалева значились две победы в воздушных боях. Посмертно отважному воину было присвоено звание Героя Советского Союза.

В первые дни контрнаступления потери советских ВВС были относительно невелики и составляли один самолет на 150 — 180 самолето-вылетов. Сказался эффект неожиданности активных действий для противника. Наибольший урон в первой половине декабря понес 177-й полк, который потерял одного летчика в бою с «мессершмиттами», трех — не вернувшихся с боевого задания и одного — при катастрофе МиГ-3.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *