Спасатель — Гольфстрим

u 701
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Семерка издавна считалась многими религиями мира счастливой цифрой. Правда, лейтенант Гарри Кейн из 396-й противолодочной эскадрильи Армии США вряд ли задумывался над тем, что наступающий 7-й день 7-го месяца 1942 года сулит ему особое счастье.

Он вел свой бомбардировщик «Гудзон» над водами Атлантики, выполняя обычный противолодочный патруль и никак не ожидал, что в тот день встретит «тройную семерку». На дне в районе мыса Гатеррас в точке с координатами 34.50.N, 74.55.W лежала немецкая подводная лодка типа «Семь», у которой и строительный, и боевой номера также начинались с семерки.

Командир U 701 капитан-лейтенант Хорст Деген имел все основания считать свой третий военный патруль очень удачным и, вероятно, уже прикидывал, как через девять дней будет отмечать годовщину корабля. Он прошел школу знаменитого подводника Эриха Толпа, хорошо зарекомендовав себя. С «подачи» Толпа получил повышение и назначен адмиралом Деницем весной 1941 года командиром строящейся в Гамбурге лодки типа VII. В этом морском городе все больший размах приобретало строительство субмарин.Очередь дошла и до небольшой, но весьма почтенной (построено несколько сотен судов, в основном малых) верфи «Х.К.Штулькен и сын». Верфь была основана в 1846 году, строила парусники, буксиры, баржи, а с начала века — рыболовные траулеры, которые в Первую Мировую войну переделывала в сторожевики. В 1917 там построили корпус океанского подводного крейсера U 157. Строительство подлодок планировалось начать в 1918 году, но раньше наступила капитуляция. С началом подготовки Германии к новой войне Штулькен получил большое денежное вливание от военною флота и 9 октября 1939 года заказ на 6 подводных кораблей. Штупькены развернулись вовсю.Возведены новые эллинги с возможностью одновременной постройки 10 подлодок типа VII С и уникальный — дистанционно управляемый открытый 230 метровый козловой кран.Причем интересно, что фирма все делала (вплоть до дизельных двигателей) в своих мастерских.

3 мая 1940 года заложена первая лодка Штупькенов — U 701, а в День ее спуска на воду — 1 июня 1941 года — Хорст Деген и получил свое назначение для наблюдения за работами над кораблем, называвшемся до этого «Строительный номер 760». О масштабе верфи говорит тот факт, что до конца войны изготовлено всего 28 субмарин с маркой «Штулькен», а на соседней верфи «Блом унд Фосс» их считали на сотни. Правда, надо отметить, что верфь занимала сравнительно малую площадь и хорошо подходила как цель для бомбардировок. Налеты 1943 года привели к тому, что верфь перепрофилировали на изготовление не кораблей в целом, а секций лодок XXI типа. Напет 18.6.1944 не позволил выполнить и эту программу. Прямым попаданием разбита лодка U 908 и поврежден знаменитый кран. Последний налет 17.1.1945 поставил точку в военной деятельности верфи.

Но все это произойдет позже, а пока работы шли довольно споро, 16 июля 1941 года U 701 вошла в строй Кригсмарине и 3-ей флотилии подводных лодок.

После прохождения курса боевой подготовки в конце года U 701 вышла в первый патруль в район Ньюфаундлендской банки. Там она оперировала в составе группы из 12 лодок «Зайтен». Поход получился не особенно удачным. Потоплен британский пароход «Baron Brikine» (3657 брт). Ко второму походу готовились тщательнее. На позиции к весту от Гебридских и Фарерских островов лодки сменяли друг друга с января 1942 года. В марте вместе с 6 коллегами туда пошел и Деген. Поход получился удачнее по количеству побед — 3, но все они были мало весомы — фарерский рыболовный дрифтер с длинным названием «Nyggiaberd» и два вспомогательных патрульных корабля — «Nolls Country» и «Stella» (всего 1253 тонны). Победы пришлись на 6, 8 и 11 марта. Пароход, якобы потопленный 7 марта, так и остался неподтвержденным после войны по документам.

В третий раз лодке назначили дальнюю дорогу к берегам Америки. Загрузившись минами,капитан-лейтенант Деген 19 мая отошел от причала и направился в Атлантику. В начале июня U 701 прибыла в район боевых действий и заправилась от одной из лодок-танкеров.

12-го числа субмарина поставила 15 мин ТМВ в Чезапикском заливе. Постановка оказалась на редкость удачной. Через 3 дня на мины попала группа пароходов. Повреждены американские танкеры «Robert С. Tuttle», «Esso Augusta», английский эсминец «Bainbrige». Тогда же погиб английский противолодочный траулер «Kingstone Ceylonite» и еще через два дня — американский пароход «Santore».

Хотя в перископ можно было заметить танкеры, идущие в конвоях вдоль берега, они хорошо прикрывались с воздуха. Все же Деген смог найти цели для своих торпед и снарядов. 19 июня потоплен артиллерией американский патрульный корабль «YP 389» (довольно редкий случай применения артиллерии у американских берегов), 27 июня поврежден норвежский танкер «Temesis» и потоплен английский «British Freedom», а еще через день добыча попалась первоклассная — американский танкер «William Rockefeller» (14054 брт).

Поход складывался очень удачно даже без минных постановок. Командир старался как мог, чтобы показать, что адмирал Дениц не зря называет его «Бравый Деген». Однако усиливающаяся деятельность авиации и патрульных кораблей не давала развернуться в полную меру. Лодке часто приходилось действовать только ночью, днем отлеживаясь на дне.

Ночь с 6 на 7 июля выдалась беспокойной, и к полудню 7-го воздух в лодке сильно испортился. Взвесив все плюсы и минусы, Деген решил всплыть днем на короткое время для вентиляции отсеков. Осмотрев пустынный горизонт в перископ, капитан-лейтенант всплыл и открыл рубочный люк. Немцы, наслаждаясь свежим океанским воздухом, как говорится, «потеряли бдительность», и не слышали, как над головой у них рычит моторами самолет. Лейтенант Кейн увидел, как прямо впереди по курсу самолета всплыла подлодка, и немцы показались на палубе. Он грамотно развернулся, зашел на цепь со стороны солнца. Деген заметил идущий в атаку «Гудзон» слишком поздно. Хотя экипаж успел исполнить команду «Срочное погружение», Кейн сбросил 3 глубинные бомбы как на полигоне. Первая упала с недолетом 10 метров, вторая и третья у кормы вплотную. Взрывы просто разворотили прочный корпус. Деген попробовал снова всплыть, но лодку затапливало так стремительно, что он смог открыть рубочный люк уже под водой. Восемнадцать человек поднялись на поверхность с пузырем воздуха.

Пилот, увидев несомненный результат своего успеха, сбросил 4 спасательных плотика, а также вызвал проходящий неподалеку панамский танкер и передал ему координаты плавающих. Ответ капитана танкера оказался неожиданным, тот очень четко пояснил, что не будет останавливаться, чтобы спасти «проклятых немцев с подлодки, которыми кишат эти воды».

Морская Авиация в годы ВОВ

Спасшиеся цеплялись друг за друга в воде, поддерживаемые надувными жилетами.Они так и не увидели спасательных плотов, сброшенных самолетом. Теплое течение Гольфстрим уносило подводников вдаль. Ночью им было более менее нормально, зато на следующий день пылающее солнце пекло «на полную катушку». Первым не выдержал разум у инженер-механика лодки капитан-лейтенанта Бара — он сошел с ума и принялся орать, но к полночи замолчал и утонул. Лейтенант Базил и фенрих Ланге решили плыть к берегу и больше их никто не видел. Машинист-матрос Гюнтер Купер тоже согласен был плыть, но он поддерживал голову контуженного командира и вынужден держаться со всеми. Океан оставался пустынным, только проплывали большие пятна масла с танкеров, потопленных немецкими подводниками. Они в какой-то мере сдерживали волнение, помогая держаться на воде. Немцы постепенно умирали и шли на дно. Оставшихся на плаву пронесло течением Гольфстрима на 60 миль. Только на третий день плававших заметил патрульный гидросамолет береговой охраны и сел на воду. На борт подняли семерых еще живых подводников и среди них командира. Так для капитан-лейтенанта Хорста Дегена закончился третий боевой поход и война в целом. Он пробыл в море 45 дней на подлодке и три дня на спасательном жилете.

По послевоенным подсчетам его третий патруль удостоился попасть в список «наиболее успешных действий и походов подлодок германского флота во Второй Мировой войне» — потоплено и повреждено более 60 000 брт вражеского тоннажа.

Правда, наверняка, Дегену не понравилось его завершение, хотя он оказался одним из всего 34 командиров немецких лодок, переживших гибель своего корабля и попавших в плен.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *