Спасение экипажа МБР-2

Спасение экипажа МБР-2

30 апреля 1943 года. На прикрытие конвоя выдвинулись «082» и четыре торпедных катера. Командир — ст. лейтенант Николай Осеев. Катера по указанию командира выдвинуты вперед; их цель — обнаружение противника, а также они, обладая большой скоростью, могут быть использованы для перехвата вражеских катеров.

Застопорив моторы, катер дрейфует. Над морем время от времени разносится гул самолетов. Это наши краснозвездные Пе-2 летят на аэродром: бомбили позиции противника на Керченском полуострове.

Было уже за полночь, когда мористее («мористее» на языке моряков значит дальше от берега) наших катеров вновь послышался рокот мотора.

— Эм-бэ-эр-два,— определил сигнальщик с непонятно-встревоженным видом.

Осеев, занятый мыслями о катерах противника, вначале не придал этому значения. Затем спохватился, окликнул вахтенного.

— Самолет, товарищ командир, не то стоит на месте не то летит. Работа мотора не затихла, а резко оборвалась. Выходит, падает? — закончил он с вопросом.

На мгновение Осеев задумался. Мелькнула догадка: самолет подбит. Надо обследовать район падения. Определив направление на резко оборвавшийся звук, катер разворачивается и ложится на курс к самолету.

Идут толчками. На несколько минут дают полный ход. Затем стопорят двигатели, слушают. Вновь дают ход. Наконец, слышится пистолетный выстрел. Осторожно, малым ходом катер подходит к самолету.

Огромный МБР-2 беспомощно распластался на водной глади, у хвостовой части фюзеляжа виднеются фигуры трех летчиков. Они радуются, как дети, увидев, что боевые друзья пришли на помощь.

Снятие летчиков — минутное дело. Взяли и все документы. Решили отбуксировать самолет. Завели буксирный конец, дали ход, но хвостовое оперение лопнуло. Больше крепить буксир не за что.

— Придется уничтожать, — вздыхает Осеев.

В это время на мостик поднимается боцман, старшина 1-й статьи Сергей Новиков.

— Товарищ старший лейтенант, разрешите снять с самолета пулемет.

— Давай, только побыстрее, — командует Осеев.

В спущенную на воду шлюпку с ходу вскакивают Новиков и Зайцев, и легкое суденышко стрелой несется к самолету.

Осеев стоит на мостике, наблюдая за работой у самолета, а сам с тревогой думает о катерах противника. Время от времени торопит боцмана в мегафон:

— Быстрее! Быстрее!

Наконец, стоящие на мостике слышат долгожданное:

— Готово! Сейчас возвращаемся.

В этот же момент ночную тьму рвут разноцветные трассы вражеских автоматических пушек и пулеметов. «082» дрожит от напряженной работы моторов, люди — на боевых постах, но хода дать нельзя. Ведь за бортом — матросы. Шлюпка еще не коснулась катера, а товарищи уже подхватили Новикова и Зайцева.

Словно вздыбившийся конь, корабль с места берет полный, самый полный ход. Идет прямо на катера противника.

Командир разворачивает «082» и ложится на боевой курс. Не отрывая от глаз бинокль, подает команду: «Огонь!».
Сплошная огненная завеса обрушилась на противника. Гитлеровцы перестали стрелять. Осеев тут же обрушил весь огонь «восемьдесят второго» на большой торпедный катер типа «Люрсен». Тут же к бою подключились и остальные наши катера. Враг поспешно ретировался.

Спасение экипажа МБР-2

Корабли отряда возвратились и произвели перегруппировку, но вскоре появляется вторая группа немецких судов и немедленно вступает в бой. Идут под берегом.

На противника обрушивается шквал артиллерийского огня.

— Один горит! — громко кричит сигнальщик.

Пылающий катер окутывает дымовая завеса. Ее ставят другие катера. Противник отходит. Однако идти дальше Осеев не может, оставить линию дозора нельзя.

В эту ночь противник еще два раза подходит к зоне разгрузки. Но наши корабли дозора не дремлют, и после короткого боя он быстро отходит.

Следует отметить, что в такие ночные дозоры кораблям БТЗ приходилось выходить каждую ночь. Кроме этого, они участвовали в конвоях на кавказских линиях коммуникаций.

Проводками конвоев на участках Батуми-Туапсе-Батуми и Туапсе-Геленджик был насыщен весь 1942 год. Основными конвойными силами выступали быстроходные тральщики и морские охотники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *