Становление Золотой Орды

Mongoly

В 20-30-е годы XIII века в истории человечества происходят события эпохального характера, оказавшие влияние на судьбы многих народов Евразии и определившие многие процессы мировой истории. Эти события связаны, прежде всего, с выходом на историческую арену Монгольской империи, ее завоевательными походами, а затем и образованием нового государства — Улуса Джучи.

Это был момент крутого исторического поворота в судьбах многих народов и государств Европы и Азии, который, бесспорно, определил формы и динамику их цивилизационного развития.

Глобальный Проект по созданию самой обширной на земле империи, простиравшейся от Китая до Западной Европы и включавшей 720 различных народов, имел поразительные геополитические, демографические и социальные последствия. Между Востоком и Западом были переброшены новые «мосты».

Нестандартность в формировании «ответов» на «вызовы» времени и природы была присуща золотоордынской цивилизации. Проблема удержания и мобилизации покоренных народов в составе империи континентального масштаба не могла быть решена исключительно силовыми методами. Империя должна была позаботиться о своем реноме, имидже, о правопорядке, а также комфортности, свободе и безопасности подданных.

Торговля в Золотой Орде

Территориальная протяженность и мобильность кочевой цивилизации, связанные с масштабностью империи, вызвали к жизни функцию посредничества в торговой, информационной, коммуникативной сферах. С решением именно этих целеустановок, задач выживания и развития до уровня самодостаточности и конкурентоспособности объясняется взлет экономической мощи, градостроительства, ремесленничества и торговли в Золотой Орде.

Характеризуя степень культивирования и патронажа торгового дела со стороны государства, известный татарский историк Г.Газиз (Губайдуллин) определяет ее как четко выраженный, осознанный идеал: порядок во имя торговли. Ибо все, что делалось для развития торговли, — «работало» на усиление экономической мощи, повышение уровня жизни и безопасности государства.

Торговля определяла социокультурный облик Золотой Орды как страны торговой, как связующего моста между крайними полюсами внутри самой империи, а также между культурно-историческими системами Европы и Азии. Она влияла на формирование особенностей характера, традиций и менталитета народов, входивших в состав Улуса Джучи. Во многом благодаря торговле Улус был самым богатым государством в Европе.

torgovlya mongol

Торговля являлась также важнейшим фактором консолидации целого спектра этноконфессиональных сообществ империи, превращения их в культурно-цивилизационную общность (систему).

Система государственного управления в Золотой Орде

Система государственного управления представляла собой «кальку» управленческого опыта Чингисхана. Следуя чингизидскому образцу и копируя его, население Золотой Орды также было поделено на два типа в соответствии с их традиционным менталитетом, образом и укладом жизни.

Первый тип — население степных кочевнических районов. Оно управлялось через систему улусов. Улус — это объединение разноплеменных людей, отколовшихся от своих родов и ведущих кочевой образ жизни под властью какого-либо хана. Улусы — наиболее федерированные структруры империи, обладавшие реальной автономией. Кочевое население улусов платило два вида натуральных налогов — общеимперские и местные. Улусы являлись составной частью империи до конца 50-х годов XIII века В начале 60-х годов XIII века они превращаются в самостоятельные государства, что также подтверждает мысль об эффективности этнотерриториальной модели государственного устройства и функционирования Золотой Орды.

Второй тип — это население оседло-земледельческих районов и городов. На этом уровне была создана централизованная, общеимперская система управления. Города с прилегающими к ним территориями являлись собственностью не улусных правителей, а великого хана. Великий хан управлял городами и населением земледельческих районов с помощью специального чиновничьего аппарата: даругчинов, назначаемых ханом правителей; тамгачинов, сборщиков налогов и податей; баскаков, воевод специальных охранных отрядов.

Величина налогов для обоих типов населения была одинаковой и составляла одну десятую часть имущества податного населения. Такая практика мотивировалась стремлением учесть особенности и сочетание двух образов жизни — кочевничества и оседлости, что придавало империи большую степень устойчивости.

К концу XIII в. были созданы диваны (центральные канцелярии) по отраслям управления. Делопроизводством заправляли секретари и переписчики (битакчи). К высшим должностным лицам относился визирь, ведавший казной, налогами и общим государственным управлением в целом. Он назначал баскаков, битакчи и других чиновников. При нем велся и общеордынский дафтар — перечень поступлений в казну.

posly mongol

Высшая военная власть сосредоточивалась в руках бекляри — бека, старшего из четырех улусных эмиров, руководившего военными высшего звена — эмирами, темниками и тысячниками. Кроме него, при дворе находились два эмира, выполнявшие важные поручения хана и визиря, а также высший чиновник бакаули (заместитель по тылу), ведавший снабжением и вооружением армии, учетом и распределением трофеев.

Огромными полномочиями на местах обладали наместники — эмиры улусов. Как правило, они были членами ханской династии, родовитыми и влиятельными нойонами. В XIV веке власть областных наместников еще более расширилась, а их ленные владения стали наследственными. В их подчинении были гарнизоны, военные отряды и множество чиновников.

В армии хана Тимур-Кутлуга служили уланы правого и левого крыла, тысяцкие, сотские, десятские, беки, даруги селений, кадии, муфтии, шейхи, суфии, писцы палат, таможенники, сборщики податей, букаули, заставщики, ямщики, кормовщики, сокольничий, бареничи, лодочники и мостовщики. В ярлыках перечислялись многочисленные представители исламского духовенства, ведавшие делами религии и судопроизводством.

Система права в Золотой Орде

В Золотой Орде была развита система права и судопроизводства. Ордынское право носило многокомпонентный характер, отражая цивилизационное многообразие культурных традиций народов, составивших ордынский суперэтнос. Это монгольское право — Великая яса Чингисхана 1206 год, содержавшая 33 фрагмента и 13 изречений самого хана; монгольское и тюркское обычное право; исламское право шариат, действовавшее еще в доордынский период в Волжской Булгарии и странах Центральной Азии; в русских землях это «Русская правда».

Неизвестно, насколько четко осознавалась и в обществе (на низовом уровне), и правящей аристократией (на верхнем уровне) роль национального фактора и стабильности межэтнических (межконфессиональных) отношений. Можно лишь по итогам модернизации всей кочевнической системы (имеется в виду вся совокупность реформ — военная, хозяйственная, судебно-правовая, политико-административная, налоговая и др.) констатировать, что формирование и функционирование Золотой Орды, безусловно, происходило на основе осознания значимости учета и сохранения этнокультурных, конфессиональных, мировоззренческих и иных особенностей включенных в империю народов. Об этом свидетельствует и практика формирования главных административных единиц государства — улусов по территориальному и этнокультурному принципу.

karta igaВластным центром, ядром степной империи были земли Дешт-и- Кипчак. В состав государства были включены территории традиционно оседлых областей с древними ремеслами, торговлей и культурой — это левобережный Хорезм, Волжская Булгария, мордовские земли, Северный Кавказ, Крым и Молдавия. Северо-восточные и частично южные русские земли территориально не входили в Орду, но находились от нее в вассальной зависимости и платили дань. Земли к западу от Хорезма, где правили потомки Батыя, составили Белую Орду (Ак Орда), а низовья Сырдарьи и восточная часть улуса, где правили потомки брата Батыя — Орды-Ичена, именовались Синей Ордой (Кок Орда). Основой такого деления являлся учет этнокультурных особенностей кипчакского и огузского союзов племен.

Потомки Чингисхана — Чингизиды

Ордынский кочевой мир преследовал цель не столько разрушения (а тем более уничтожения) оседлых цивилизаций, сколько попытку расширить ареал своего влияния. Кочевники стремились в первую очередь включить в состав своей империи степные территории, необходимые для выпаса скота и разведения все новых табунов коней, необходимых для поддержания мощной конницы. Объектом их интереса становились земли и народы, прилегающие к стратегически важным торговым, культурным, информационно-коммуникативным путям. Прагматичный подход диктовал не разрушительную, а развивающую эти территории политику.

Земледельческие территории, ремесленно-торговые поселения и города рассматривались кочевниками как источник поступления регулярной дани — хлеба, товаров, денег. При условии признания верховенства ханской власти и регулярной уплаты налогов монголы, а затем и ордынцы, оставляли местной власти значительную долю самостоятельности; более того, они не стремились уничтожить основы локальных культур, монголизировать или трансформировать этносы или изменить их менталитет. Сами победители-монголы, оказавшись в среде побежденных народов, носителей более древних и развитых культур, довольно быстро ассимилировались в новой среде, переняли язык, традиции, верования, образ жизни покоренных этносов. Потомки Чингисхана — Чингизиды, положившие начало многим монархическим династиям Востока, и представители высшей монгольской элиты, составлявшие их ближнее окружение, быстро инкорпорировались в новую для них культурно-цивилизационную среду в различных регионах огромной Монгольской империи.

За одно-два поколения дети и внуки Чингисхана, вставшие во главе крупных государств, в значительной мере восприняли культурно-цивилизационные традиции этих стран, адаптировали к ним элементы и компоненты монгольской культуры. Так, внук Чингисхана Хубилай-хан, завершив завоевание Китая и оставаясь великим монгольским ханом, провозгласил себя китайским императором, основав династию Юань, просуществовавшую почти столетие.

hubilaihan

Потомки сына Чингисхана Джагатая (Чагатая), правившие в Восточном Туркестане, Мавераннахре и Семиречье, восприняли традиции среднеазиатских, главным образом тюрко-мусульманских цивилизаций раннего средневековья. После завоевания Ирана, Афганистана, Туркмении, Ирака и восточной части малой Азии внук Чингисхана Хулагу-хан основал династию Хулагуидов (или Ильханов), которая адаптировала культурные элементы четырех цивилизаций — монгольской, тюркской, арабской и персидской.

Монгольские этнические корни прослеживаются в среднеазиатской династии Тимуридов, основанной Тамерланом (Аксак Тимуром), и династии Великих Моголов в Индии, основанной их потомком Ба-буром.

Золотоордынская модель цивилизации представляет собой уникальный феномен средневековья, интегрировавший ключевые характеристики многих культурных миров: восточного (исламского), европейского (русского), тюркского (булгарского). Синтез и рождение новых культурных и суперкультурных черт проходили в государственной, экономической, социальной, бытовой сферах.

Через призму многоаспектного взгляда на историю Золотой Орды, ее место и роль в развитии тюркской, русской и общемировой цивилизации мы имеем основания считать осуществленный ею евразийский интеграционный Проект попыткой цивилизационного прорыва в истории человечества. В какой мере ее наследники, соседствовавшие с ней народы и государства усвоили этот опыт и вынесли из него поучительные уроки — это вопрос, относящийся к поколениям народов постордынского исторического времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *