Старый китобоец «Терра Нова»

«Терра Нова»
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Старое китобойное судно «Терра Нова», построенное в Данди в 1884 году, совершило немало плаваний в суровых условиях Арктики. Но всемирную известность судно получило благодаря тому, что в 1910 году на его борту отправилась в Антарктиду вторая экспедиция Р. Скотта главной целью которой было покорение Южного полюса. Р. Скотт неспроста остановил свой выбор на этом судне, с которым он был знаком ранее, когда «Терра Нова» в качестве вспомогательного судна прибыла в Антарктику на помощь его экспедиции на судне «Дискавери».

Тогда, в 1903 году, Англия была встревожена судьбой «Дискавери», которое не могло освободиться ото льда. Для спасения экспедиции в помощь небольшому вспомогательному судну «Монинг» и была приобретена «Терра Нова» — одно из лучших китобойных судов того времени. После капитального ремонта «Терра Нова» отправилась в Антарктику, причем, для сокращения времени перехода шла на буксире крейсеров, сменявших друг друга. Командовал судном известный полярный капитан Г. Маккей, а команда была набрана из опытных китобоев. В Хобарте к «Терра Нова» присоединился «Монинг» и суда пошли на выручку «Дискавери». Успешно преодолев огромные поля битого льда, они подошли к базе экспедиции. Но вскоре начались подвижки льда, и «Дискавери» оказался на чистой воде. Помощь «Терра Нова», которая должна была снять экспедицию с затертого льдами «Дискавери», не потребовалась.

Свою вторую антарктическую экспедицию Р. Скотт организовал на частные пожертвования. Несмотря на ажиотаж вокруг вопроса, какая страна первой водрузит свой флаг на Южном полюсе, английские толстосумы не спешили вкладывать деньги в дело, не сулившее явных прибылей. Средства в фонд экспедиции шли от моряков и докеров, студентов, школьников и учителей. Но их скромные возможности не могли обеспечить нужды экспедиции и Р. Скотт стал выступать с лекциями об Антарктике, в которых он доказывал необходимость исследования и освоения этой отдаленной части света в интересах грядущих поколений. Он объездил с ними всю страну.

Подготовка экспедиции при этом шла своим чередом. В качестве экспедиционного было решено приобрести хорошо зарекомендовавшее себя судно «Терра Нова». Несмотря на свой солидный возраст к началу экспедиции, оно было одним из самых прочных парусно-моторных судов, предназначенных для плавания во льдах. Корпус этого трехмачтового барка длиною 57 метров и шириною 9,5 метра был построен из крепчайшей древесины и мог выдерживать значительное давление льдов. Окованный листовым железом почти трехметровый его форштевень имел скошенную форму, что облегчало судну борьбу со льдом. Перед трудным плаванием «Терра Нова» прошла капитальный ремонт в лондонских доках. На судне была изменена внутренняя планировка, оборудована лаборатория, усилен набор корпуса и отремонтирована паровая машина.

Хотя, несмотря на неутомимую деятельность Р. Скотта, требующаяся экспедиции сумма так и не была собрана, все же «Терра Нова» в начале июня 1910 года вышла в свое знаменитое плавание. Во всех портах захода Р. Скотт организовывал сбор средств. Правительства и жители Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии внесли свою часть в этот фонд. А почта Новой Зеландии выпустила для экспедиции специальные марки, сделав надпечатки: «Земля Виктории» (эту часть Антарктиды собиралась исследовать экспедиция) на двух стандартных марках страны.

В программу работ экспедиции, помимо достижения Южного полюса, входило и проведение научных наблюдений в районе будущей стоянки в море Росса. Поэтому экспедиция была достаточно многочисленной — в ее состав входили 65 человек, среди них были и два наших соотечественника. Командовал судном Э. Эванс, участник плавания на «Дискавери».

9 декабря «Терра Нова» встретила первый лед. Почти три недели пробивался барк через четырехсотмильный участок тяжелых ледовых полей. В этой схватке «Терра Нова» продемонстрировала все свои лучшие качества.

Благополучно преодолев этот пояс льдов, «Терра Нова» подошла в начале января 1911 года к острову Росса, на котором Скотт решил остаться на зимовку. Выгрузив снаряжение зимовочной партии, «Терра Нова» направилась в район Земли Эдуарда VII, где должна была начать работу группа ученых под руководством Кэмпбелла, но льды преградили дорогу судну, Кэмпбелл решил вернуться и заняться исследованием Земли Виктории. На обратном пути «Терра Нова» зашла в Китовую бухту, где в это время стоял «Фрам». Высадив в феврале 1911 года группу Кэмпбелла в районе старой базы экспедиции Борхгревинка, «Терра Нова» ушла в Австралию.

Группа Кэмпбелла успешно провела зимовку, и в декабре 1911 года «Терра Нова» перевезла ее в другое место Земли Виктории. Затем судно отправилось к острову Росса за группой Р. Скотта. Не дождавшись этой группы, «Терра Нова» отправилась за группой Кэмпбелла, но ледовые условия не позволили судну пробиться к ней и в конце февраля 1912 года «Терра Нова» вернулась на зимовку в Австралию.

За две зимовки экспедиция сумела выполнить в сложных климатических условиях большой объем научных работ в неисследованной части Земли Виктории и обнаружила там залежи каменного угля. Кроме того, шестеро геологов совершили восхождение на вершину вулкана Эребус.

А группа Скотта в конце октября 1911 года выступила на покорение Южного полюса. Основным транспортным средством в этом походе были 10 мулов. Правда, было еще двое моторных саней, но они вышли из строя через несколько дней пути из-за неприспособленности к низким температурам.

Поход был очень тяжелым. Мулов пришлось застрелить задолго до прихода к цели, так как кончился корм, дальше люди сами тащили тяжелые сани. Ценою невероятных усилий, группа Скотта 17 января 1912 года все же достигла Южного полюса. Но… там она увидела развевающийся норвежский флаг — почти на целый месяц их опередил Амундсен!

Обратный путь был еще труднее. Кончалось продовольствие, постоянно держалась низкая температура, силы исследователей были на исходе. Ни одному из пяти человек, побывавших на полюсе, не удалось вернуться на базу. Как выяснилось впоследствии, Скотт и двое его спутников погибли от голода в 11 милях от промежуточной продовольственной базы. Сильная пурга не давала возможности продолжать путь, и исследователи умерли в палатке, где их и нашла через 8 месяцев спасательная экспедиция.

«Терра Нова»

В январе 1913 года «Терра Нова» приняла на борт всех оставшихся членов английской экспедиции. Перед тем, как покинуть суровые берега Антарктиды, они установили на одном из прибрежных холмов крест в память о погибших товарищах с их именная и строкою из поэмы Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

После возвращения в Англию «Терра Нова» еще около 15 лет использовалась в качестве промыслового судна.

Изображение «Терра Нова» можно видеть на 22-пенсовой марке из серии, посвященной исследовательским антарктическим судам, которые выпускало почтовое ведомство Австралии для своих Антарктических территорий.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *