Страх униатов и националистов перед социалистической революцией

униаты

Шептицкий хорошо знал, что империалисты готовят новую интервенцию против СССР. Об этом ей информировали неофициальный представитель Ватикана в Австрии Видале; полковник немецкой разведки Бизанц; брат Шептицкого, Станислав Шептицкий, генерал польской армии и бывший военный министр буржуазной Польши. Митрополит ведет деятельную подготовку своей националистической паствы к войне против первой страны социализма.

Пользуясь большим влиянием на главарей ОУН, он последовательно проводил линию на максимальное сближение с фашизмом, откровенно одобряя и все мерно поощряя их сотрудничество с нацистским режимом и немецкой разведкой.

Весной 1936 года Шептицкий принял управляющего своими имениями Андрея Мельника. После доклада о положении дел в митрополичьем лесничестве владыка спросил:

— Нет ли у вас новых сведений от пана полковника?

Мельник молча кивнул.

— Прошу при ближайшей оказии передать полковнику мое благословение,— сказал владыка.— И добавьте, что, по моему мнению, сейчас, когда международное напряжение возрастает и большевики основательно усиливают свои экономические и политические позиции, наступило время для того, чтобы окончательно нормализовать наши отношения с Германией и ее будущими союзниками.

А через несколько месяцев, в июле 1936 года, главари ОУН вместе с другими националистическими вождями подписали в Варшаве позорный договор с представителями фашистских правительств Германии, Польши и Венгрии. За ожидаемое «освобождение Украины» и восстановление на ней капиталистических порядков буржуазно-националистические изменники обещали фашистским оккупантам пятидесятилетий протекторат над Украиной.

«Как глубоко надо ненавидеть свой собственный народ,— с возмущением писал ЦК КПЗУ по поводу итого договора,— до какой степени подлости и бесстыдного цинизма нужно дойти в предательстве его жизненных интересов, чтобы, прислуживая самым злобным врагам нашего народа — Гитлеру, кровавой банде, натравливать одну часть украинского народа на другую; пытаться разрушить уже созданную за Збручем национальную державу, призывать— не первый уже раз! — на Украину чужие захватнические полки, стремясь потопить в крови с таким трудом добытую национальную свободу и величайшие социальные завоевания наших зазбручанских братьев и снова «распять Украину» руками Гитлера и польских панов-магнатов».

униаты

Летом 1936 года воинственные святоюрские сановники развернули клеветническую, провокационную кампанию против Народного антифашистского фронта, возглавляемого Компартией Западной Украины. Обращаясь к своей пастве, «святые отцы» призывали воспользоваться опытом испанской контрреволюции и объединить усилия католиков и буржуазно-националистических последователей Гитлера «для борьбы против общего врага».

«Пример Испании должен понудить наши католические организации как можно быстрее создать вместе с национальным лагерем мощный национально-христианский фронт»,—писала газета «Мета», призывая националистов быстрее переходить от словопрений и взаимной грызни за руководящие посты к практической борьбе против коммунизма.

Поднимая шум вокруг растущего «наступления коммунизма», униатская верхушка, в сущности, вела предварительную мобилизацию всех националистических и реакционно-клерикальных сил. Она требовала, чтобы на базе созданной с разрешения польского правительства «украинской» полувоенной организации «Луги» были сформированы боевые отряды для расправы с коммунистами и подавления революционного движения. «Луги» представляли собой широко разветвленную и потому наиболее подходящую для массовых антисоветских выступлений организацию. «Надо уяснить себе,— писала газета «Мета»,— что «Луги» со своими 700 товариществами и 40 тысячами дисциплинированных членов — это нынче наша наиболее мощная боевая единица на антибольшевистском фронте.

И это следует знать всем тем, кто хочет воевать против коммунизма и в то же время выступает против нашей наиболее активной и боевой части антибольшевистской армии. Достоинства «Лугов» должным образом оценило наше духовенство. Во Львовской архиепархии около 100 священников руководят командами или возглавляют наблюдательные советы «Лугов». Такое же положение и на Станиславщине».

Наряду с «Лугами» по инициативе Шептицкого создается «Католическая акция украинской молодежи» (КАУМ). Прикрываясь лицемерными лозунгами защиты религии, руководители КАУМ вели подготовку верных Шептицкому боевиков, многие из которых позже, в годы Великой Отечественной войны, вступили в кровавый батальон «Нахтигаль» и части СС, опозорив себя чудовищными преступлениями против украинского народа. Ориентация униатских архиереев на боевиков- националистов далеко не случайна.

Ведь идеология и политика греко-католического клира была теснейшим образом связана с идеологией и политикой украинского буржуазного национализма. Священнослужителей-униатов и националистов объединял страх перед социалистической революцией, перед возможностью установления Советской власти в западных областях Украины. Значение классового единства украинского буржуазного национализма и клерикализма отлично понимали и главари ОУН, и униатские иерархи.

Близкий к Шептицкому президент Католической нкции Маркиан Дзерович в письме епископу Г. Хомышину 4 января 1937 года недвусмысленно писал об общности интересов униатства и буржуазных националистов: «Эксцеленция! Прежде всего прошу Вас принять всю большую и сердечную благодарность за то, что Ваше превосходительство изволили совершить большой труд и вашe обстоятельно ответить на мое письмо…

Как видно, национализм в современном понимании этого слова является величайшей силой, единственным, не принимая во внимание христианство, течением, способным противостоять коммунизму, поэтому руководители националистических лагерей доказали разным церквам и даже Вселенской Церкви необходимость добровольно пойти навстречу национализму и заключить с ним официальна! е пакты для борьбы против III Интернационала. Наглядно это мы видим в Италии, где апостольский престол пошел на соглашение с фашизмом; в последнее время наблюдается явное стремление немецкого епископата к сближению с немецким национал-социализмом.

Доказательством этого служит новейшая книжка католического епископа д-ра А. Гудаля об основах национал-социализма… Националисты того типа, которые пишут статьи в журнале «Католическая акция», такие статьи, что би же при наибольшей своей идеологической строгости Наше превосходительство не сделало бы замечаний ни по одному предложению, так как они не расходятся с христианской моралью и учением церкви. Такие националисты являются неоценимым сокровищем для греко-католической Церкви и украинского народа, ибо, как показывают уроки соглашения фашизма с церковью и предстоящего соглашения гитлеризма с церковью, наша греко-католическая церковь, рано или поздно, должна будет также прийти к соглашению между новым христианским национализмом и вечными идеями».

Возглавляя созданную митрополитом Католическую акцию, Дзерович выражал политическое кредо митрополита и служил своеобразным рупором святоюрской верхушки. И потому вполне закономерно, что именно Дзерович в приведенном письме изложил выношенную Шептицким идею «союза церкви с фашизмом». А пока столь желанный открытый союз с гитлеризмом оставался заветной мечтой униатских архиереев, все их надежды связывались с собственными, доморощенными фашистами — верными холопами гестапо и абвера из антинародной Организации украинских националистов. И хотя центр ОУН находился в Берлине, Шептицкий регулярно получал информацию о положении дел в организации, поддерживал ее главаря Коновальца, а позднее Мельника (он возглавлял ОУН в 1938 году) и всячески поощрял сотрудничество ОУН с гитлеровцами.

Апостольский визитатор униатских приходов е Германии в 1936—1943 годах Петр Бергун писал: Руководители греко-католической церкви перед началом войны поддерживали тесные связи с ОУН и в контакте с ней вели активную антисоветскую работу. По указанию Шептицкого я, находясь в Берлине, поддерживал контакты с Е. Коновальцем, неоднократно посещал его квартиру, встречался с ним в церкви. Я имел также связь с руководителями провода ОУН Рыко Ярымом Сергеем Чучманом и Михаилом Селешко. После смерти Коновальца я продолжал контакты с А. Мельником. Я детально информировал Шептицкого о положении дел в Организации.

Сообщал митрополиту, что руководители ОУН состоят на службе немецкой разведки и по ее заданиям направляют всю деятельность украинских националистов в интересах Германии. Мне известно, что Шептицкий одобрял связь националистов с немецкими органами.

Приближалась война. Митрополит лихорадочно собирал, еще и еще раз оценивал имеющиеся в его распоряжении силы. Они пока явно не удовлетворяли владыку. Он мечтал о создании своей собственной гвардии, способной расправиться с революционным движением на землях Западной Украины и отправиться в «крестовый поход» против Стран Советов.

Давно уже не было такого времени, когда церкви были так нужны люди, добровольно идущие на смерть. По моему мнению, повсеместно должны теперь создаваться батальоны смерти, т. е. батальоны людей, способных пойти на все, готовых решительно ко всему, рвущихся на позиции, где их ждет неминуемая смерть. Каждый новициант (своеобразная школа подготовки монахов при монастыре) в известной степени Шляется таким батальоном».

Вряд ли следует комментировать столь короткие, ни вполне четкие и решительные установки Шептицкого. Отбросив в сторону библейское «не убий», предусмотрительный митрополит заранее, еще задолго до начала фашистского нападения на СССР, начал готовить кадры верных унии и третьему рейху головорезов для будущей братоубийственной войны.

Униаты сбрасывают маску

В сентябре 1939 года Красная Армия принесла трудящимся западноукраинских земель радость освобождения. Рабочие и крестьяне, писатели и учителя, трудящиеся города и деревни приступили к строительству новой, социалистической жизни в своим крае.

27 октября 1939 года Народное собрание единодушно одобрило Декларацию об установлении Советской власти в Западной Украине и вхождении ее в состав Украинской Советской Социалистической Республики. В западных областях Украины стали создаваться первые городские и сельские Советы, колхозы и совхозы.

Лидеры униатской церкви, и прежде всего митрополит Шептицкий, внимательно изучали «новую, непредвиденную ситуацию, сложившуюся в Галиции», оценивали возможности и последствия антисоветской работы в условиях советской действительности переходили к новым методам идеологического воздействия на население Западной Украины.

Разумеется, ориентация, политическое «верую» владыки не изменилось. Он по-прежнему возлагал надежды на связь церкви с фашистской Германией и украинскими буржуазными националистами. Исходя из этого, старый митрополит, наряду с использованием в антисоветских целях возможностей униатской церкви, всячески старался активизировать подрывную деятельность Организации украинских националистов.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Donna

    В фильме “Иванна” все это показано: сотрудничество Шептицкого с немцами, смычка униатов с националистами, их участие в карательных операциях против приезших из СССР и местных жителей, сочувствующих Советской власти. Понятно, Шептицкий был выходцем из одной из самых богатых семей. После присоединения, Советская власть открыла доступ в университеты всем слоям общества в Западной Украине, освободила от налогов.

    Ответить