Суда экспедиции Э. Шеклтона

Нимрод
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

На почтовых миниатюрах ряда стран можно увидеть суда всех трех экспедиций полярного исследователя Э. Шеклтона. «Эндюранс» — экспедиционное судно второй антарктической экспедиции Шеклтона, а первая экспедиция была доставлена в Антарктику на борту старого тюленебойного судна «Нимрод» (недостаток средств не позволил Шеклтону купить экспедиции новое отличное судно «Бьёрн» и пришлось остановиться на старом, но зато более дешевом).

Трехмачтовая марсельная шхуна «Нимрод» была построена в Данди в 1866 году и имела на своем счесу много плаваний в суровых водах Арктики и Гренландии. Специальная комиссия осмотрела судно и установила, что оно требует значительного ремонта, прежде чем сможет отправиться в антарктические воды. Он был произведен в Блекуолле, на верфи фирмы, славившейся в старые времена изготовлением парусных судов. В начале августа 1907 года «Нимрод» покинул берега Англии и взял курс в Антарктиду.

В планы этой экспедиции Э. Шеклтона входил большой комплекс научных работ. Одна партия должна была заняться исследованием Земли Эдуарда VII, другая — пройти к Южному магнитному полюсу, третья — предпринять попытку покорения Южного географического полюса. В конце ноября «Нимрод» прибыл в порт Литлтон на Новой Зеландии. В Австралии и Новой Зеландии был проявлен большой интерес к экспедиции, и здесь Шеклтон полувал неожиданную финансовую помощь, которая позволила расширить ее состав. Интересно отметить, что руководство почтового ведомства Новой Зеландии официально назначило Шеклтона почтмейстером и выпустило для экспедиции небольшим тиражом специальную марку. На стандартной почтовой марке Новой Зеландии была сделана надпечатка с названием той части Антарктиды, где экспедиция собиралась зимовать, — «Земля короля Эдуарда VIII».

1 января 1908 года «Нимрод» вышел из Литлтона. До встречи с ледовыми полями его буксировало вспомогательное судно «Куниа», что позволило сэкономить топливо. 15 января появились первые ледяные поля, и «Куния» покинула экспедицию. По пути к месту зимовки «Нимрод» зашел в бухту, образовавшуюся в ледяном барьере Росса, в которой оказалось стадо китов, и Шеклтон решил назвать бухту Китовой. Под этим названием она и вошла в историю освоения Антарктиды, так как именно с ее ледяных берегов начал Р. Амундсен свой успешный поход к Южному полюсу.

«Нимроду» не удалось пробиться к намеченному месту зимовки, и Шеклтон решил остановиться на зимовку на острове Росса. Выгрузив снаряжение, «Нимрод» оставил там 15 человек и вернулся в Новую Зеландию, чтобы не подвергаться риску быть скованным льдами.

Зимовка, во время которой регулярно велись научные наблюдения, прошла успешно. В октябре партия Девида отправилась к Южному магнитному полюсу, а группа Шеклтона — к Южному географическому. Первая группа успешно выполнила поставленную перед ней задачу и уже 4 февраля 1909 года вышла на морское побережье, где ее и забрал «Нимрод».

Группа Шеклтона поднялась по леднику на высоту около 3 тысяч метров и шла на юг все дальше. Но тяжелые климатические условия сильно осложнили ее продвижение, и 9 января Шеклтон решил возвращаться, хотя до полюса оставалось всего 180 километров. Он понимал, что если они дойдут до полюса, то на обратную дорогу у группы уже не будет сил и все они погибнут. В начале марта участники южного похода поднялись на борт «Нимрода».

Обратно плавание прошло без осложнений, и в середине апреля 1909 года Англия встречала участников экспедиции как национальных героев. Несмотря на то, что экспедиция не выполнила намеченного плана, материалы ее научных наблюдений и исследований внесли огромный вклад в дело изучения Антарктиды.

«Нимрод» еще некоторое время использовался как промысловое судно, но солидный возраст и многочисленные плавания в тяжелых условиях давали себя знать. Вскоре судно было продано на слом.

В 1913 году Шеклтон организовал новую экспедицию в Антарктиду на судах «Эндюранс» и «Аврора», которая, как известно, кончилась неудачей, это, однако, не остановило деятельного Э. Шеклтона — он нашел себе новое «приключение». Но, если предыдущая деятельность его, как полярного исследователи, принесла ему заслуженную славу, то новое поприще запятнало его имя: в 1918 году он стал участником британских оккупационных войск на русском Севере. Там он занимался созданием и снабжением подвижных карательных отрядов интервентов. Одновременно Шеклтон пытался поправить свои финансовые дела путем получения концессии на Кольском полуострове, но установление на Севере Советской власти положило конец честолюбивым планам незадачливого колонизатора.

Вынужденный покинуть необъятные просторы русского Севера, Шеклтон обратил свой взор к канадской Арктике. Заручившись финансовой поддержкой правительства Канады, он организует экспедицию в малоизученный район моря Бофорта. Для этого было приобретено небольшое парусно-моторное промысловое судно норвежской постройки «Фока-1», которое Шеклтон переименовал в «Квест». Прочный корпус, усиленный бимсами из твердого дерева, и мокрый дубовый форштевень, скованный сталью, позволяли судну совершать плавания в зоне полей битого льда.

Подготовка экспедиции была в самом разгаре, когда канадское правительство уведомило Шеклтона о том, что оно вынуждено отказать ему в финансовой помощи. Но он все же сумел найти необходимые средства — известный английский филантроп Роуэт взял на себя почти полностью все расходы, связанные с экспедицией. Так как время для выхода в Арктику было упущено, Роуэт и Шеклтон решили направить «Квест» в антарктические воды после его значительного переоборудования, во время которого была изменена внутренняя планировка, сделана закрытая рулевая рубка вместо прежнего открытого мостика, созданы два лабораторных помещения, оборудованные по последнему слову техники. Для осуществления ледовой разведки на борт «Квеста» был взят небольшой самолет фирмы «Авро». Два приемопередатчика должны были обеспечить связь с внешним миром. Электропитание оборудования вырабатывалось двумя генераторами и одной паровой динамо-машиной. Для улучшения ходовых и маневренных качеств на передней мачте были установлен две реи, позволявшие поднимать прямые паруса.

Великолепно оборудованный для проведения океанографических работ, «Квест» покинул Англию в конце сентября 1921 года. 4 января 1922 года он бросил якорь в бухте Южной Георгии, на берегу которой была расположена китобойная база Грютвикен, но в ночь на 5 января руководитель экспедиции Эрнест Шеклтон скоропостижно скончался в возрасте 48 лет.

Экспедиция Шеклтона

Экспедицию возглавил старый соратник Шеклтона, участник обеих его предыдущих антарктических экспедиций Ф. Уайлд. С Южной Георгии он зашел на Южные Сандвичевы острова, откуда взял курс на юго-запад. В начале февраля «Квест» вошел в зону битого пакового льда и продолжал плавание до тех пор, пока путь ему не преградили сплошные ледяные поля. Затем «Квест» пошел на запад и дошел до острова Элефант, но оттуда повернул к Южной Георгии, так как топливо было на исходе. Обратный путь «Квест» совершил большей частью под парусами, продемонстрировав неплохие маневренные качества.

В этом рейсе судно прошло свыше 5 тысяч миль и почти половину из них — во льдах. Во время всего плавания на его борту регулярно велись океанологические и метеорологические наблюдения, проводились замеры глубин и брались пробы грунта.

В начале апреля «Квест», пополнив на Южной Георгии запасы продовольствия и топлива, возобновил плавание. Дальнейший его путь лежал через «ревущие сороковые» к островам Тристан да Кунья. Посетив еще ряд островов в Атлантике, «Квест» в сентябре подошел к берегам Англии.

Несмотря на ограниченные задачи, стоявшие перед экспедицией, результаты ее работ представляли большой практический и научный интерес. Особенно ценными были данные о рельефе и составе морского дна, полученные в районах, где ранее не проводились подобные исследования.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *