Судно, впервые прошедшее Северо-Западным проходом

Амундсен яхта "Йоа"
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В Морском музее Осло стоит небольшое суденышко «Йоа», на котором Р. Амундсену впервые удалось пройти Северо-Западным проходом, это парусно-моторное судно было построено в 1872 году в Розендале (Норвегия) как промысловое.

Приобретенное Р. Амундсеном в 1901 году для задуманной им экспедиции, целью которой были магнитные наблюдения в районе северного полюса и поиски Северо-Западного прохода, оно зарекомендовало себя с наилучшей стороны.

На борту «Йоа» был установлен вспомогательный бензиновый двигатель типа «Дан» мощностью 13 лошадиных сил. При водоизмещении в 47 тонн судно имело длину 22 метра.

После ремонта и переоборудования в июне 1903 года тщательно снаряженная «Йоа» вышла в свое знаменитое плавание, имея на борту семерых участников и научное оборудование.

Утром 20 августа «Йоа» вошла в Ланкастерский. Ледовая обстановка в 1903 году благоприятствовала плаванию, и судно смогло пройти по чистой воде там, где предыдущие экспедиции неизменно встречали лед. В середине сентября в удобной бухте на острове Кинг-Вильям экспедиция расположилась на зимовку. За время этой зимовки был проведен обширный комплекс астрономических и магнитных наблюдений, было установлено, что магнитный полюс за 70 лет, прошедших со времени его открытия английским полярным исследователем Джоном Россом, переместился на 50 миль к северо-востоку.

Кроме того, Амундсен занимался изучением быта канадских эскимосов. Собранный им этнографический материал наиболее полно характеризовал жизнь эскимосов начала XX века. Был выполнен и ряд геодезических работ, уточнивших карту этого малоизученного в ту пору района.

Лето 1904 года было значительно холоднее предыдущего, и море не очистилось ото льда. «Йоа» осталась на вторую зимовку, во время которой были продолжены работы, начатые в предыдущем сезоне. В середине августа льды позволили судну покинуть место своей почти двухгодичной стоянки и отправиться на запад. Плавание в незнакомых водах, осложняемое частыми туманами, требовало напряжения физических и моральных сил экипажа. Однако несмотря на многочисленные мели, самый неисследованный участок маршрута был благополучно пройден, и 17 августа «Йоа» вышла в район, ранее уже посещавшийся экспедиционными и промысловыми судами.

Амундсен яхта "Йоа"

26 августа 1905 года члены экспедиции увидели американский китобоец «Чарльз Ханссон» из Сан-Франциско. Это произошло в заливе моря Бофорта, который впоследствии получил имя Амундсена. Северо-Западный проход был пройден. Но экспедиция была вынуждена встать на третью зимовку у мыса Кинг-Пойнт. Только в конце августа 1906 года она, пройдя Берингов пролив, прибыла в гавань Ном на Аляске.

В октябре этого же года «Йоа» торжественно встречали в Сан-Франциско. Судно, впервые прошедшее Северо-Западным проходом, было приобретено норвежской колонией города и в 1909 году установлено в парке на берегу океана в качестве памятника мужественным сынам Норвегии.

Более 60 лет простояло оно на берегу Тихого океана. Со временем из-за отсутствия должного надзора «Йоа» стала разрушаться. Особенно тяжкий урон нанесли ему сан-францисские хиппи, которые в шестидесятых годах буквально оккупировали парк и судно.

В связи со столетней годовщиной Р. Амундсена норвежские знатоки и ценители парусного судостроения решили спасти для истории экспедиционное судно прославленного полярного исследователя. Осмотр показал, что оно находится в чрезвычайно плачевном состоянии и требует капитального ремонта. Остатки его были погружены на палубу трансатлантика и перевезены в Норвегию. После ремонта «Йоа» заняла причитающееся ей по праву место в морском музее в Осло.

В 1972 году, к столетию со дня рождения Р. Амундсена, в Норвегии была выпущена серия из трех марок с изображением экспедиционных судов исследователя. На марке достоинством в 1,2 кроны можно видеть изображение «Йоа».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *