Своеобразная минная война на Средиземном море

UC 12
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Маленькие UC не могли дойти до берегов Франции, а с Италией Германия не воевала, по крайней мере официально. Хотя, немцев это не особенно смущало.

Лодка UC 12 по прежнему и ставила мины, и возила деньги мятежным племенам, UC 14 больше специализировалась на минных постановках. Так 4 января она поставила заграждение у мыса Лингуэтта, и через четыре дня там погиб еще один итальянский вспомогательный крейсер «Citta di Messina», хотя 6 января там уже подорвался транспорт «Brindisi», везший призывников из Америки.

Позже там погибли 2 английских тральщика «Star» и «Freuchnu», шесть пароходов и плавучий госпиталь «Mareshiara». Конечно, заграждение подновлялось, но все равно его можно назвать очень успешным.

В феврале — марте UC 12 ставила мины у Дураццо, Бриндизи. Но когда она 13 числа и в понедельник вышла в море, она взорвалась на своих минах 16 марта. Тринадцатое есть тринадцатое. Патрульные итальянские корабли зафиксировали сильный подводный взрыв у Таранто. Своих мин там не было, а глубина места достигала всего лишь 12 метров. (по другим данным 31 метр). По сообщениям итальянских наблюдателей там видели перископ подводной лодки. Заинтригованные итальянцы провели траление и сняли 8 мин. После этого выполнили водолазную разведку и нашли подводную лодку с разбитой кормой. Её срочно подняли и нашли на борту множество любопытных вещей: 8 не поставленных мин немецкого производства, вахтенный и исторический журналы и самое их потрясшее Два военно-морских флага: немецкий и австрийский. По найденным документам установили, что корабль построен в Германии и перевезен в Австрию, но оставался под германской юрисдикцией, и фактически кайзеровский флот вел боевые действия против Италии без объявления войны. Этот факт настолько возмутил общественное мнение страны, что 27 августа Итальянское правительство само объявило войну Германии.

Злосчастную UC 12 подняли, вероятно из принципа, осмотрели и решили восстанавливать до боевой кондиции, ремонт шел достаточно долго, лодку ремонтировали с 1916 года до 1917 года, затем, зачислив в списки флота под названием X1. Особой ценности корабль не представлял, к тому же на грунте за кормой лодки нашли якорь от мины, на которой она погибла, то есть итальянцы хорошо понимали, что такое же может случится с их «трофеем». После окончания войны ее быстренько вывели из состава флота и уже в мае 1919 года разобрали. Числилась она в составе итальянского флота всего чуть больше двух лет с 13 апреля 1917 по 6 мая 1919 года.

Все это неплохо, но вставал маленький вопрос — Отрантский барраж

Австрийцы выходили в море редко крупными силами, немецкие подводные 22 лодки — как хотели, иногда даже идя по поверхности, а иногда прорываясь под обстрелом тех кораблей, которые охраняли барраж. Было несколько случаев, когда субмарина топила артиллерийским огнем дрифтеры, охраняющие сети. Всё это впереди, а пока «двенадцатая» лежала на дне, оставшаяся «четырнадцатая» старалась как могла, минировала акваторию порта Бари и острова Корфу. Однако, конечно, её было не просто недостаточно для такой водной поверхности как Средиземное море, а вообще ничтожно мало. Немецкое командование понимало сложившуюся ситуацию и отреагировало довольно оперативно. Уже 3 апреля в дальний поход тронулся большой минный заградитель U 73, а в августе ещё и U 72.

U 35

На своем пути в Австрию «дети горя» преподнесли союзникам ряд неприятных сюрпризов. U 73, обогнув Англию с севера, направилась в Средиземное море. 11 апреля U 73 встретила английский барк и потопила его из орудия. Через 6 дней поставила банку из 12 мин у Лиссабона — по 6 у южного и северного входа в порт. С 9 апреля Португалия считалась вражеской страной, поэтому с юридической точки зрения всё выполнено законно. В основном там гибли нейтральные пароходы, в первый же день погиб норвежский пароход. Вторая постановка планировалась у Гибралтара, но её сорвали дозорные корабли.

Тогда капитан-лейтенант Зис быстро прошел до главной английской военно-морской базы Средиземноморья — острова Мальта и сбросил там 22 взрывоопасных «шарика». Утром замечены идущие к Мальте линкор, парусный барк и так далее. Эффект превзошел все ожидания. 27 апреля сработали сразу два «подарка». На дно пошли шлюп «Nasturtium» и линкор «Russel» — флагманский корабль англичан на этом театре военных действий. Погибло сразу 125 матросов и ещё 14 скончалось позднее в госпитале. Уже один этот успех окупил посылку минного заградителя в поход.

Позже на этих же минах погибли вооруженная яхта и траулер. 30 апреля лодка пришла в Катарро, где её восторженно встретили. U 72 так же оставила «привет» в виде 12 мин у Лисабона, 12 — у Орана и 16- у Бизерты, но особого успеха не достигла. Когда «горемык» стало двое, они разделили сферы влияния.

U 72 действовала в западной части моря — Генуя, Марсель, Бизерта, Оран и снова Лиссабон. U 73 в основном минировала восточную часть моря — у Салоник, Мудроса, Порт-Саида, Александрии, причем после постановки у Бенгази еще и обстреляла порт из орудия. “Семьдесят третья» без сомнения являлась удачливым кораблем. Ей принадлежит абсолютный рекорд. 21 ноября в проливе Цеаль на её минах погиб госпитальный транспорт «Britannic». Это крупнейшая жертва подводных лодок за две прошедшие мировые войны, вряд ли этот рекорд будет побит. Ещё одна большая удача — гибель в бухте Суда транспорта «Minnewaska». Если говорить о минных постановках, надо упомянуть походы «- семьдесят второй» и «- семьдесят третьей». Первая ставила мины в ноябре, декабре и так далее; эти заграждения привели к ряду подрывов.

Вторая с большим искусством выполнила три заградительные операции в Средиземном море у Салоник (24 июля -14 августа), но больших жертв не собрала при интенсивном судоходстве, второй поход получился в ноябре удачнее, погибли два английских плавучих госпиталя, а в декабре взорвались два греческих парохода. После этого обе лодки встали в капитальный ремонт, который длился до 14 сентября 1917 года.

В декабре немцы решили резко усилить миноносные силы на Средиземном море и, естественно масштаб операций. 3 декабря из Киля вышла новая UC 35. Вслед (а некоторые и ранее) за ней к лазурному морю отправились UC 20, UC22,UC23,UC 24,UC 25,UC 34.Так «двадцать вторая» переходила с 22 сентября до 12 октября и по дороге потопила русский парусник «Эмма». В этот же период двигалась к лазурному морю лодка номер 23. Обе лодки успели выполнить по одной минной постановке. 34-я и 35-я дошли в Каттаро одна 7 января 1917, а вторая 25 декабря 1916 года.

Фактически очень большая часть заградителей «второй серии» оказалась не во Фландрии, а на австрийских базах

Как уже упоминалось, UC 20-чисто транспортная лодка, a UC 23 ушла в Константинополь и оперировала оттуда в основном в Эгейском море. Они практически ничего не успели сделать в этом году. U 22 выполнила два похода, поставив 36 мин у Мальты, UC 23 по пути в Константинополь поставила 18 мин у берегов Греции в трех минных банках. Маленькая UC 14 стала не нужна и ее подняли на стенку, разобрали и отправили 14 ноября во Фландрию. Это — единственный минный заградитель, совершивший путешествие на Средиземное море и обратно.

Конец года ознаменовался еще одним крупным успехом. 11 декабря на выходе из Валоны итальянский линкор «Regina Margerita» коснулся двух мин и быстро затонул с 690 членами экипажа. Итальянцы утверждают, что линкор взорвался на сорванных минах заграждения, но почему сразу пару их нанесло на корабль, осталось без ответа. Автор этой постановки точно не установлен, но скорее всего это работа UС. Всего субмарины совершили 25 боевых походов и поставили 418 мин.

Как отмечают многие историки, большие глубины моря очень часто препятствовали минным постановкам. Хотя сюда потом пришли еще 17 подлодок типа UC II, считается, что по апрель 1918 года — за два года — на минах погибло не более двух десятков пароходов. Данная цифра вызывает большие сомнения, хотя попала в большое число исторических изданий по Первой Мировой войне.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *