Так ли хорош был люфтваффе

люфтваффе
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Утверждения некоторых западных историков о господстве люфтваффе в воздухе над районом Московской битвы опровергаются фактами, в первую очередь соотношением выполненных самолето-вылетов, тоннажем сброшенных противниками бомб, понесенными наземными войсками потерями. Ряд немецких документов, датированных началом зимы 1941 г., весьма красноречив. Так, 7 декабря в дневнике генерала Гальдера наряду с записями о неприятных вклинениях Красной Армии и отходе немецких войск зафиксировано: «Активные действия авиации противника».

В тот же день в донесении оперативного отдела штаба 2-й полевой армии в штаб группы армий «Центр» отмечалось, что оборонительные рубежи объединения, где наступали войска Юго-Западного фронта, оказались не прикрыты немецкими истребителями. «Авиация противника, которой стало известно о данном положении, последние две недели беспрерывно самым сильным образом атаковала нас». В частности, один из корпусов армии подвергся тремстам ударам с воздуха, поэтому высказывалась просьба о скорейшем дооборудовании для зимней эксплуатации аэродрома Орла, где могла бы базироваться истребительная авиация.

Осуществить перебазирование немцы не успели: на участке 2-й полевой армии возник один из наиболее тяжелых кризисов в результате прорыва оперативной группы генерала Ф.Я.Костенко около г. Ливны.

люфтваффе

Начиная с 9 декабря, штаб германского объединения предпринимал отчаянные попытки установить связь с попавшим в этом районе в окружение 34-м армейским корпусом, пытаясь, как говорилось в оперативных документах армии, «ввести в дело сильные авиационные соединения в месте прорыва, а также в районе концентрации противника и на исходных позициях у Ельца».

11 декабря немецкое командование было вынуждено признать неудачу 8-го авиакорпуса при попытке организовать снабжение 34-го армейского корпуса по воздуху.

Через несколько дней командующий Юго-Западным фронтом маршал С.К. Тимошенко доложил в Ставку о разгроме окруженных войск противника. Нацисты расформировали 34-й армейский корпус, командир 134-й пехотной дивизии генерал фон Кохенгаузен застрелился (по другим данным, погиб в бою), а командир корпуса генерал Метц вылетел из окружения на последнем самолете.

Сровнять Москву с землей артиллерийским обстрелом и бомбежками, как того желал Гитлер в начале Восточного похода, не удалось. Но идея помешать планомерной работе промышленности и транспорта Москвы, других важных центров России по-прежнему занимала умы германских генералов. Однако перед ослабленными группами бомбардировщиков люфтваффе непрерывно ставили задачу осуществлять поддержку оборонявшейся пехоты.

Авиация почти целиком оказалась занята тем, чтобы гасить возникавшие на разных участках Восточного фронта кризисы.

Несколько ударов по дальним объектам немцы все же смогли осуществить. 10 декабря в немецких сводках отмечалось, что летчикам люфтваффе удалось разбомбить моторостроительный завод № 26 в Рыбинске. (Нацисты называли завод «Русский Рено».) В действительности бомбежки не могли причинить ущерба станкам и оборудованию, так как завод уже в начале ноября был эвакуирован в Уфу. Фугасные бомбы упали в пустые цеха, и никто из рабочих завода не пострадал.

Налет на объекты Рыбинска не принес ощутимого успеха немецким экипажам. В то же время их подстерегала череда неудач на центральном участке Восточного фронта. 11 декабря при вылете с аэродрома Барановичи в сложных метеоусловиях разбился и погиб на Не111Р подполковник Хекман (Heckmann). Он возглавлял авиагруппу IV/KG100 и готовил пополнение для новой эскадры KG100 «Викинг», которую командование решило сформировать на основе авиагрупп KGrIOO и III/KG26 — обе части действовали юго- западнее Москвы.

На наблюдательном пункте в районе Калинина 13 декабря был тяжело ранен осколком авиабомбы начальник штаба 8-го авиакорпуса генерал Р.Майстер (R.Meister).

Тогда же налет советской авиации причинил серьезный урон боевым самолетам на аэродроме Клин: около 20 машин было уничтожено или сильно повреждено. Только авиагруппа II/JG52 лишилась семи Bf109F. Как стало известно из германских документов и рассказов местных жителей, некогда отлаженная система немецкой службы ПВО дала сбой.

Нацисты приняли за свои появившиеся в районе клинского аэродрома советские бомбардировщики и выложили опознавательные знаки, осветили прожекторами посадочную полосу. По советским данным, в этом районе действовали авиагруппа генерала И.Ф. Петрова, 23-я авиадивизия, экипажи легкомоторной и дальнебомбардировочной авиации… Наши разведчики отметили на следующий день пожары в Клину и прилегающих деревнях, а на аэродроме — сильные взрывы: видимо, немцы уничтожали поврежденную боевую технику.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *