САУ Хетцер (Hetzer)

Hetzer
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Истребители танков Škoda

Когда немцы захватили Чехословакию, они взяли под свой контроль промышленность страны, которая еще до начала войны была ориентирована на производство танков. Благодаря чему более 5000 единиц военной техники поступило на вооружение Германии. Чехословакия выпускала передовые для своего времени танки, которые отличались высокой надежностью и мобильностью. Вся линейка немецких танков была произведена на базе модели Škoda / Praga Lt vz.38, или по-немецки — Panzer 38 (t).

Танки, сконструированные на базе этой модели, получили название «истребители танков», за высокую эффективность в уничтожении боевых машин противника. Одним из таких «истребителей» стал знаменитый Jagdpanzer 38 (t) (Ягдпанцер), более известный как Hetzer (Хетцер). Этот танк выпускался нацистской Германией с 1944 года и был одним из самых популярных немецких танков. На базе Škoda было сконструировано много истребителей танков. Один из наиболее известных — StuG III Ausf.G, самый маленький истребитель. На этот танк устанавливались гусеничные шасси модели Panzer III. Эти танки пришли на смену первому поколению истребителей, начиная с 1941 года. Танки первого поколения были громоздкими, их орудие располагалось слишком высоко и к тому же постоянно перегревалось.

По сравнению с танками первого поколения, StuG III был намного маневреннее, меньше размером и был значительно дешевле в производстве. Гусеничные шасси Panzer III настолько хорошо зарекомендовали себя на «Штуге», что было решено построить на их основе еще один танк — Marder III. Выпускались Мардеры в большом количестве и впоследствии тоже послужили основой для создания моделей следующего поколения танков.

В 1943 году основная масса производимых Чехословакией танков приходилась на StuG III. Этот танк показывал превосходные результаты в бою за счет своего низкого профиля и экономичности. Боевая эффективность Штуга вдохновила немецких инженеров на создание еще более защищенного и низкопрофильного танка. Этим танком стал Hetzer. Еще одним источником вдохновения для создания Хетцера послужила румынская экспериментальная САУ, которая называлась «Маршал». Эту САУ румыны разработали после встречи с советским Т-34 на Украине. Румынские инженеры использовали для защиты Маршала наклонную броню, которая позволяла маленькой САУ выдерживать попадания тяжелых танков, при этом не утяжеляя ее. Именно такой тип брони немецкие инженеры использовали для Hetzer.

Начало разработки

В период с 1942 по 1944 год было построено шесть прототипов (М00-М05). Первый деревянный макет был готов уже в январе 1944 года. Макет был представлен Ваффенамт, и его приняли на разработку. Они приняли решение установить на будущий танк пушку 7,5 см Pak 39, которой были оснащены ранние версии Jagdpanzer IV. Оберст Томале подписал договор об испытании трех прототипов в марте 1944 года. Прототипы были опробованы в полевых испытаниях и показали такую высокую эффективность, что производство танков было запущено немедленно без дальнейших тестовых испытаний. В эксплуатацию поступила первая же выпущенная линейка танков.

Производство

18 январе 1944 года Гитлер подписал приказ о выпуске 1000 танков Hetzer еще до того, как были закончены испытания. От заводов BMM и Škoda потребовали выпускать до 300 танков ежемесячно, а через год по 500 танков. Первое серийное производство Hetzer было запущено в марте 1944 года, как и было запланировано. Однако использование боевых машин затруднялось сложностью их доставки. После первого выпуска был отмечен также и ряд недостатков: протекание прокладок, плохая фильтрация воздуха, неправильный тип свечей и другие. Эти недостатки исправлялись уже в процессе запуска производства.

Внешний вид

Корпус Хетцера был полностью сварным, в отличие от корпусов танков старого образца, бронелисты которых скреплялись между собой при помощи болтов. Носовая часть состояла из двух бронелистов толщиной 64 мм. Все броневые листы сварного корпуса устанавливались под большим углом наклона от 40 до 60 градусов. Хетцер был низким, приземистым танком, обладал высокой маневренностью и отличной защитой. У Хетцера использованы гусеничные шасси Panzer III, но с учетом низкого и расширенного корпуса они были доработаны. Подвеска была модифицирована, и шасси снабдили рессорами. Танк был оборудован новым двигателем 160 л.с. (118 кВт) Praga AC / 2, 6-цилиндровый. Он соединялся с коробкой передач Praga-Wilson с пятью передними и одной задней передачами. Благодаря 75-миллиметровому орудию вес изначально легкого танка (9,5 тонн) увеличился до 15,7 тонн. Чтобы компенсировать это увеличение, была использована усиленная подвеска. Максимальная скорость танка составляла 26 км/ч.

Защита

Что касается защищенности Хетцера, то его огромным преимуществом стала наклонная броня, которая позволяла эффективно отклонять вражеские снаряды (денормализация). Благодаря рациональному бронированию, Хетцер был практически неуязвимой мишенью для любого союзного танка, за исключением легендарного британского Ordnance QF 17 Pounds. Бронелисты Hetzer имели наклон 60 градусов спереди и 40 градусов сзади, благодаря чему эффективная защита брони увеличивалась с 60 мм (базовая толщина листа) до 120 мм. Однако если передний броневой лист обеспечивал танку хорошую защиту, то боковые стороны имели всего по 20 мм толщины и наклон на 40 градусов. Кроме того, они были изготовлены из сплава низкого качества. Крыша имела толщину 8 мм и могла защитить только от осколков.

Хетцер

Размещение экипажа

Внутреннее пространство Hetzer было весьма ограниченно по причине большого наклона брони. Водитель, наводчик и заряжающий располагались слева в ряд. Люки для входа/выхода из танка располагались на крыше. Орудие Хетцера было расположено в левом углу корпуса, что было практично в бою, но неудобно для экипажа, который располагался прямо на линии отдачи. Кроме того, в условиях тесноты заряжающему приходилось постоянно мешать остальным членам экипажа. Условия видимости из Хетцера были не очень хорошими. Из-за того, что весь экипаж располагался вдоль левой стороны танка, Hetzer был буквально слеп на правую сторону. Перископы водителя, заряжающего и наводчика не могли охватить эту область, от чего возникала слепая зона. Если учесть плохую бронированность танка с боков, видимость превращалась в большую проблему. Попытки со временем исправить эту ситуацию успехом не увенчались.

Hetzer в бою

Первоначальное тестирование было намечено на апрель 1944 года, но первая партия танков оказалась на складе только в мае. Он были протестированы и присоединились к тренировочным группам летом того же года. Одно из первых сражений, где использовались Hetzer, происходило в Варшаве, в августе 1944-го, во время знаменитого восстания. Один из Хетцеров был захвачен партизанами, но никогда ими не использовался в бою.

Танки, выпущенные с сентября по январь 1945 года, были отправлены на Западный фронт для участия в Арденнской операции. Всего в Арденны было направленно 295 единиц техники, однако позже их осталось только 131. Другие независимые подразделения также получили Hetzer вместо других, более мощных истребителей танков. Сказывались проблемы с финансированием и производственные задержки.

Истребители танков Hetzer выпускались в огромном количестве из-за своей дешевизны и достаточной эффективности. Эти танки были разбросаны по всему миру, они были призваны «латать дыры» в линии фронта, которые образовывались все чаще. Венгрия получила 75 танков Hetzer в период с декабря 1944 по январь 1945 года. Хетцеры также были отправлены для вооружения 16-й дивизии СС Panzergrenadier, Abteilung Jüteborg и Schliesen, FHH PZd и PZGd, и даже бригады StuG 266.

Отчеты, поступавшие из немецких частей, говорили о потрясающей эффективности танков Hetzer. В одном из них говорилось о том, что одна танковая часть, имевшая на вооружении Hetzer, поразила 20 вражеских танков без потерь. Другой отчет сообщал о 57 пораженных уничтоженных танках и также без потерь. Вернувшиеся из боев члены экипажей Hetzer были в восторге от лобовой брони этого танка и от пулемета «Rundumsfeuer», которым также была оборудована машина.

Хетцер хорошо зарекомендовал себя как истребитель танков. Он был хорошо вооружен, отлично защищен спереди, и его было тяжело обнаружить благодаря низкому силуэту. Маневренность этого танка позволяла ему быстро и легко скрыться, что затрудняло его обнаружение даже после того, как он отстрелялся. Однако, у него имелся и ряд существенных недостатков: Хетцер был достаточно медлительным и совершенно слепым с правой стороны. Большинство захваченных танков Hetzer были захвачены именно по этой причине. Недостатки с лихвой компенсировались дешевизной и надежностью Хетцера.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *