Триумфальная победа немцев у берегов Ютландии

победа немцев у берегов Ютландии
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

На планете громыхала Первая мировая война. Шёл 1916 год. Весной прошли несколько месяцев затишья в Северном море после морских сражений на Доггер-банке. Британским и немецким военным флотам впервые пришлось встретиться лицом к лицу, чего они до этого избегали.

Для британцев господство на море имело первостепенное значение. Весь внешний вид Королевского флота был сформирован вековыми традициями, основанными на том, что пока морские пути открыты для торговли, будущее королевства и, конечно же, вся империя находится в безопасности. И это было до тех пор, пока боевые корабли Германии находились в своих портах.

Представляли угрозу только немецкие подводные лодки. Британия была полна бравады, она была не прочь столкнуться с германским военным флотом в открытом море. Но британцы не хотели попасть в ловушку к подводным лодкам и торпедным катерам в германских водах. Поэтому они пока не хотели трогать врага, находящегося на своей территории.

Германия тоже до поры до времени не хотела связываться с англичанами в открытом море, так как хорошо понимала, какие опасности представляет британский флот. Но немцы были очень коварными и хитрыми военными. Они старались удержать флот в открытом море, позволяя подлодкам исполнять секретную работу по сокращению Королевского флота по частям, пока его размеры совсем не уменьшаться, надеясь на будущий успех в большом сражении. Но этого было недостаточно.

Вице-адмирал Рейнхард Шеер считал, что более агрессивная политика может принести лучшие результаты. Поэтому у него созрел план, согласный его убеждениям. Для его осуществления был устроен обстрел Лоустофта и Грейт-Ярмута германскими крейсерами. 25 апреля немцам удалось заманить часть британского флота на юг. 5-я боевая эскадрилья по приказу Сэра Джона Джеллико отправилась от главной базы в Скапа-Флоу в Шотландию. Она должна была усилить эскадрильи боевых крейсеров, находящихся под командованием сэра Дэвида Битти. Согласно планам Шеера, именно этот усиленный флот должен был попасть в западню к немцам и быть уничтоженным.

Разведывательная группа линейных крейсеров под командованием Франца фон Хиппера должна была спровоцировать погоню за ними кораблей британского флота. Тогда основная часть немецких кораблей должна была уничтожить британцев. Исполнительный сигнал был получен 30 мая 1916 года. Но к большому сожалению немцев сообщение перехватили британцы.

Но они не поняли точные детали этого плана по крупномасштабному движению немецкого флота. Корабли Хиппера вышли в море в 1:00 31 мая. 100 кораблей были укомплектованы 45 тысячами солдат и офицеров. Но немцы ещё не знали, что им предстоит встреча со 151 кораблём с 60 тысячами военных в самом крупной морской битве, какой до этого ещё никогда не было.

31 мая в 1:30 корабли вражеских флотов подошли друг к другу, но они не знали о присутствии другого. У Хиппера не было уверенности, заманил ли он англичан в западню или нет. А британцы в это же самое время бесплодно пытались обнаружить немцев. Они надеялись, что скоро вернутся в свои порты. Немцы, следуя обычной практикой, всё ещё подавали сигнал с Ядебузена, что вводило в заблуждение англичан. Они полагали, что большая часть немецких кораблей всё ещё находится в водах Германии.

победа немцев у берегов Ютландии

Первые выстрелы Ютландской битвы произвёл лёгкий крейсер «Галатея» в 2:28 во время разведки, когда британцы увидели дым датского парохода. Немцы в этот момент тоже находились рядом. Данная встреча стала очень удачной для германских кораблей, так как основные силы британцев под командованием Джеллико были ещё довольно далеко. Из-за датского парохода западня сработала раньше, чем планировалось.

В 3:20 противоборствующие стороны катеров прекрасно видели друг друга. В 3:48 по приказу фон Хиппера был открыт огонь по британским кораблям. Ответ не заставил долго себя ждать. Во время интенсивного обстрела, длящегося 20 минут, сильно пострадала британская сторона. Два корабля были сильно повреждены, а Indefatigable, перевернувшись, отправился на дно. Но британцы тоже нанесли урон крейсерам Хиппера. После этого немецкие торпедные катера, выдвинувшись, начали первую торпедную атаку. В результате неё был подорван ещё один британский линейный крейсер «Куин Мэри». Взрыв был очень разрушительной силы.

В 4:40 c корабля Goodenough была обнаружена основная часть флота врага. Тогда Битти стал отступать на север, чтобы заманить остальные корабли поближе к своим. Но их отделяло ещё около 64 км. Но где в этот момент находились основные силы противника? Видимость всё время ухудшалась. Джелико приказал своему главному боевому флоту развернуться в дивизии левого крыла, перекрывая линию отхода Шеера. Но это решение было немного запоздалым. Для Джелико такое решение было триумфом, а для немцев грозило сильной опасностью.

Чтобы выйти из ловушки, немцам помогли три фактора: отличная конструкция их кораблей, устойчивость и дисциплина экипажей и низкое качество английских снарядов. Во время выхода из-под обстрела линейных кораблей, основное снаряжение немцев почти не пострадало. Одним метким выстрелом немцам удалось потопить ещё один британский корабль вместе со всей

. И всё же немцы продолжали продвигаться вглубь британской ловушки. В какой-то момент Шеер приказал своим кораблям развернуться на 180 градусов. Таким образом последний корабль стал первым. Каким-то чудом корабли при развороте не столкнулись друг с другом в дымной завесе. Джеллико был в полном недоумении, что произошло.

Шеер приказал ещё раз развернуться своим кораблям на 180 градусов, надеясь пройти кормой к главной британской линии. Но это было его ошибкой, оказавшись в ещё худшем положении, чем было раньше. Немецкие корабли оказались под ещё большим обстрелом. Чтобы выиграть время, немцам пришлось буквально сжечь себя под массивной британской бомбардировкой. Наступил настоящий кризис в Ютландской битве. Германские крейсеры отважно двигались вперёд. А их линкоры за кормой сбились с пути, пытаясь вернуться назад. Но тут ошибку совершил Джеллико, он не приказал Королевскому флоту двигаться вперёд через приближающийся строй немцев. Он переоценил опасность торпедной атаки.

Две его линии разошлись в разные стороны. Больше им соединиться не удалось. Джеллико хотел перекрыть возможные пути отступления германцев домой. Также ему не сообщили, что немцы вызвали разведывательный дирижабль. Это дало возможность Шееру вернуться с наступлением темноты. Он отмахнулся от лёгких британских крейсеров и эсминцев, атаковавших его. В этих столкновениях были потери с обеих сторон. На рассвете Джеллико повернул линкоры, отправив их на поиски флота в открытом море.

У британцев были большие потери. Они пострадали больше, чем немцы. Были потоплены три крейсера и восемь эсминцев. У немцев был потерян один линкор, один линейный крейсер, четыре лёгких крейсера и пять торпедных судов. 6768 солдат и офицеров Британии были убиты или ранены в Ютландской битве. Со стороны Германии были убиты или ранены 3058 человек.

Сражение у берегов Ютландии стало самым кровавым в истории военно-морского флота Великобритании. Для немцев же это морское сражение стало настоящим триумфом, несмотря на их потери. Но Ютландская битва не изменила баланс на водах. Великобритания по-прежнему оставалась доминирующей державой в Северном море.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *