Тюркские племена

polovcy-i-pechenegi

В историческом процессе формирования и развития древнетюркской государственности и культуры участвовали многие тюркоязычные племена. Важную роль в этом процессе играли печенеги, объединенные в мощный союз племен.

Печенеги

Печенеги кочевали в VIII—IX веке между Аральским морем, реками Ликом и Волгой и контролировали территорию, где проживали ираноязычные сарматские, угро-финские и другие племена.

pechenegi2

Столкнувшись с давлением хазар, огузов и половцев (кипчаков), печенеги двинулись на запад. Одной из причин, побудивших двинуться на восток Европы сначала печенегов, а затем огузов и половцев, явилась почти вековая засуха, которая резко сократила площади, пригодные для кочевья в Приаралье и Закаспии.

zasuha

 

В IX веке печенеги переправились через Волгу и расселились в Северном Причерноморье, контролируя обширную степную полосу от Дона до Дуная и воюя практически со всеми ближними соседями: хазарами, мадьярами, с Русью и Византией.

Византия нередко прибегала к военной помощи печенегов для ослабления Древней Руси. Так, в 972 году печенеги встретили у днепровских порогов дружину Святослава Игоревича, которая возвращалась из Византии, и разбили ее.

svyatoslav

Ожесточенная война продолжалась и при князе Владимире Святославовиче, который для защиты южных рубежей Руси создал несколько укрепленных линий, заключил против печенегов союз с огузами и сблизился с Византией.

В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов вблизи Киева, после чего печенежское военное объединение распалось.

pechenegi i yaroslav

Довершили дело огузы-торки, а позднее половцы, которые вытеснили печенегов в середине XI века к Карпатам и Дунаю. Группы печенегов постепенно растворились среди окрестного населения, а основная их часть слилась с половцами (куманами).

Есть основания отдаленными потомками болгар считать печенегов, огузов и половцев, поселившихся и живших на Дунае, тюркоязычный народ гагаузов. Гагаузы в XIII веке приняли христианство и во времена поздней Османской империи (конец XVIII — XIX века) переселились в Бессарабию. Ныне они образовали Гагаузскую республику в составе Молдовы.

Огузы

Племена огузов упоминались в орхоно-енисейских надписях VIII в. под названием токуз-огуз (дословно — девять родов). Впоследствии они вошли в состав Тюркского и Уйгурского каганатов, где в процессе складывания уйгурского этноса название токуз-огуз сменяется этнонимом «уйгур».

В IX — XI веке под названием огуз образовывается тюркский союз племен Приаралья и Прикаспия с центром в городе Янгикенте в низовьях Сырдарьи. В X веке западные огузы (гузы, узы, торки) появились на востоке Европы, другая их часть двинулась в Среднюю Азию. Западные огузы-торки воевали с Хазарским каганатом, печенегами, совершили неудачный поход на Византию и в начале XI века кочевали в степях Причерноморья.

oguzy

Огузы-торки часто выступали союзниками киевских князей. Летопись впервые упоминает торков в 985 году, когда они участвовали в походе князя Владимира против волжских болгар. Позднее они участвовали в междоусобных войнах русских князей, воевали с половцами. Часть торков, поселенная сыновьями Ярослава по рекам Рось и Торч (город Торческ), со временем ославянилась, а оставшиеся в степях были ассимилированы половцами.

Упоминаемое с конца XI — XII века. племенное объединение «черных клобуков» также состояло из остатков тюркских племен — печенегов, торков, берендеев. Оно защищало южные рубежи Киевской Руси и использовалось конкурирующими в борьбе за власть русскими князьями в качестве военной поддержки. Постепенно торки переходили к оседлому образу жизни. В XII в. киевский князь формально был «верховным сюзереном черных клобуков». Интересно отметить, что этноним «черные клобуки» перекликается с самоназванием каракалпаков — современного тюркского этноса, живущего в Каракалпакстане в составе Республики Узбекистан.

Огузы Средней Азии, возглавляемые сельджуками, подчинили Хорезм, Иран, Азербайджан, двинулись в Переднюю Азию и на Ближний Восток, создав к концу XI века огромное Государство сельджукидо в. В XI—XIII веке этноним «огуз» вытесняется в Средней Азии этнонимом «туркмен», а на Ближнем Востоке — этнонимом «тюрк». Огузы сыграли заметную роль в этногенезе современных туркмен, азербайджанцев и турок.

Кипчаки (половцы, куманы)

В XI веке народы Восточной Европы и Средней Азии становятся свидетелями следующей после великого гуннского переселения волны миграции кочевых народов, вызванной движением нового сильного союза тюркских кочевых племен, именуемых кипчаками, половцами или куманами. Термином «кипчаки» пользовались на востоке, половцами называли эти племена славяне, а куманами чаще всего их именовали в Европе.

polovcy

Кипчаки в VIII веке входили в состав так называемого Кимакского каганата, существовавшего в Западной Сибири, и были западной группой этого племенного союза. После обособления кипчаки заняли территорию Северо-Западного Казахстана и в X веке граничили на востоке с кимаками, на западе — с хазарами, на юге — с огузами. Уже в середине X века кипчаки, вслед за огузами-торками, переправились через Волгу и широкой волной распространились по степям Восточной Европы, подчинив себе основную часть остававшихся там печенегов и торков-огузов.

 

Огромная территория, контролировавшаяся кипчаками в XI—XIII веке, получила на востоке название Дешт-и-Кипчак (от персидского «степь кипчакская»), ее границы простирались от Иртыша до Дуная.

karta2

Предполагается, что северная граница Дешт-и-Кипчака проходила по Москва-реке, где тюрки граничили с угро-финнами, и выводит топонимический ряд подмосковных названий: Коломенское — от «коллома» (охранение), Капотня — от «высокого поселения» («высокой травы»), Кунцево — от «пристанища» («заезжего двора»), Дешт-и-Кипчак условно делилось на западную и восточную часть, границами которых служили Урал и река Яик.

Западная часть кипчакских степей получила в русских летописях название Половецкая земля. Основой хозяйства кипчаков оставалось кочевое скотоводство, но под влиянием народов захваченных земель часть кыпчаков переходила к оседлому образу жизни, земледелию, ремеслу и торговле. Значительную роль играла военная аристократия, стремившаяся к расширению власти и пополнению богатств.

Большая часть половцев оставалась язычниками. Господствующей религией, очевидно, был сохранявшийся у кипчаков с давних времен шаманизм. Половецкими археологическими памятниками причерноморских степей принято считать курганные погребения, на которых обычно устанавливались «каменные бабы» — изваяния человеческих фигур высотой от полутора до трех с половиной метров, имеющие ранние аналоги у скифо-сарматских и тюркских народов. Сохранившиеся в южнорусских степях изваяния позволяют представить детали костюма и вооружения половцев. Общественный строй половцев находился на стадии формирования раннефеодальных отношений.

Baby

Несмотря на обширность контролируемых кыпчаками территорий, государства, как оформленного политического института, у них не было. Отдельные племенные союзы, возглавляемые ханами-князьями, составляли не более чем конгломерат. Но, расположившись на стратегически важных геополитических и торговых перекрестках, соединявших страны, культуры и цивилизации Востока и Европы, они сыграли важную роль в судьбе многих народов Евразии, особенно русского и татарского. Кипчакский фермент придал многоцветью тюркской цивилизации яркость и силу.

Таким образом, Великая степь к началу средневековья была не только заряжена энергетикой многоэтнического потока евразийских народов, но и превращалась в арену уникального исторического творчества и культурно-цивилизационного конкурентного соперничества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *