Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

15 августа мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы. На протяжении многих веков праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновался в Католической Церкви без какого-либо формального определения учения. В большинстве мест это был главный праздник Пресвятой Девы Марии (именно она является «главной» в католической религии). Но то, что Мария «была принята телом и душой во славу небесную», стало официальным учением Католической Церкви в 1950 году, когда папа Пий XII провозгласил Буллу Munificentissimus Deus.

Свидетельства о празднике

Многие считают, что мотивом для этого послужили ужасы Второй мировой войны, в ходе которой погибли миллионы людей. Учение провозглашает драгоценную природу человеческого тела, которое, как мы еще не можем понять, предназначено для Небесной славы и заслуживает самого высокого уважения. Самые ранние текстовые свидетельства о празднике Успения относятся к концу V-VI веков, хотя ученые полагают, что эти на самом деле этот праздник намного старше — по крайней мере, начиная с III века.

Ранние тексты известны как «повествования о преставлении Пресвятой Девы» и содержат разные детали в содержании, вероятно, отражающие тот факт, что они возникли из различных местных обычаев. Однако некоторые элементы схожи. Например, Деве Марии заранее говорят, что вскоре придет ее час покинуть этот мир (обычно посланником выступают ангелы), затем и апостолы чудесным образом оказываются рядом с Матерью Христа в последний ее час.

Христос приходит, чтобы принять ее душу, которая принимает форму маленького ребенка, и он берет ее на небеса. Через некоторое время после похорон и погребения (в большинстве текстов говорится о трех днях после смерти) апостолы видят, как тело Божией Матери чудесным образом возносится на небо. В традиции, которая была распространена в Западной Церкви, тело и душа Марии воссоединяются на небесах. Все эти события часто изображаются в искусстве средневековья и ренессанса и легко узнаваемы.

Учение от Христа

Одним из наиболее интересных аспектов ранних текстов является то, что Мария часто представлена, как учитель апостолов. Иногда говорят, что она получила учение от Христа, которое перед смертью передала святому Иоанну. В других текстах ( в основном из коптской и Эфиопской традиций), апостолы называют ее своим учителем.

В то же время некоторые ранние тексты Транцита – в частности, коптские (египетские) – указывают на то, что праздник Успения предназначен для августовского сбора урожая; действительно, праздник урожая во многих местах продолжался в течение веков. Таким образом, с самых ранних времен празднование Успения было связано как с духовным просветлением, так и с телесным. То, что Мария была принята на небо в своем теле и душе, напоминает нам, что мы связаны как с землей, с циклом времен года, так и с царством духовного и вневременного.

Успение Пресвятой Богородицы

При всей своей радости, однако, предположение — это праздник, который возникает из человеческого осознания смерти, как бы показывая, что ничто не вечно, и все люди рано или поздно предстанут перед Божьим судом. В то же время у всех нас есть возможность обрести вечную жизнь. В конце концов, именно эти истины имеют значение, и именно они лежат в основе историй о переходе Марии из этого мира в следующий. Часто, когда люди приходят к глубокому осознанию своей смертности – когда они видят, что смерть – это конец, которого они не могут избежать, они обращаются к духовному просветлению.

Традиционная иконография Успения Марии – ее «засыпание» — показывает, как Христос берет ее душу в виде младенца и таким образом отражает образы самой Девы, держащей Христа в младенчестве (фактически теперь Он сам выступает в роли матери, держащей на руках младенца). Как он спустился на Землю благодаря ее действиям, так и теперь он берет ее с собой на небеса. Именно она дала нам Слово Божье в его человеческом рождении. Именно ей принадлежит почетное место на небесах.

Караваджо «Смерть Девы Марии»

Многие знакомы с картиной Караваджо «смерть Девы Марии». Когда картина был впервые нарисована для небольшой часовни в церкви кармелиток в Риме, они отвергли картину как неподходящую и неподобающую. Она изображает Деву Марию не в величественной предсмертной позе, связанной с традиционными изображениями Успения, а лежащей мертвой на спине, с босыми ногами и распухшими лодыжками.

Апостолы смотрят, а Мария Магдалина сидит и плачет, находясь между апостолами и Богородицей. Некоторые из апостолов тоже плачут, но есть один, который поднимает руку в жесте, который, кажется, показывает внезапное узнавание или осознание чего-то. Ибо он видел, что в этом жалком состоянии – в смерти, которая приходит ко всем нам, – есть надежда.

Эта надежда проявляется не в образе ангелов и Христа в человеческом облике, а только в свете, который пересекает полотно и сияет на животе Божией Матери – на теле, которое родило воплощенного Бога. Это тело, которое является телом самой обыкновенной женщины, было избрано Богом для своего жилища, и это тело не будет оставлено для разложения.

Трудно сказать наверняка, что именно хотел показать этой деталью Караваджо, какая надежда была открыта апостолам, но зрителю предлагается поделиться откровением. Ибо, став человеком от этой женщины, Христос обещает всем людям долю своей славы и отпущение грехов, надежду на светлое будущее после смерти, ведь известно, что душа не умирает (только лишь телесная оболочка временна). И если человек вел праведную жизнь, он может быть уверен, что его душу в другом мире ждет светлая сторона.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *