Успехи и неудачи авиаторов Калининского фронта

авиация
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Калининский фронт во главе с генерал-полковником И.С.Коневым был создан решением Ставки 17 октября 1941 г. Одновременно началось формирование штаба ВВС фронта из управлений ВВС 20-й резервной армии и 1-й резервной авиагруппы генерала Н.К.Трифонова. В конце октября 1941 г. фронт получил три авиаполка. В течение двух последующих месяцев 1941 г. ВВС фронта пополнили людьми и самолетами: авиаторы в декабре выполнили 1299 боевых заданий.

Однако наземное командование оценило действия летчиков невысоко. Из всех вылетов 958 совершили истребители, которые в основном патрулировали над своими войсками и важными объектами, поскольку сложные метеоусловия начала зимы не требовали с их стороны прикрытия ударных самолетов. По заявлению летчиков, они сбили в воздушных боях 14 неприятельских самолетов, а один Hs126 был уничтожен на земле ценой семи потерянных и трех поврежденных советских машин.

Авиационные командиры, учитывая непогоду и метели, зачастую не поднимали самолеты в воздух. Появление в небе неприятельских машин они объясняли благоприятными метеоусловиями в районе базирования немецкой авиации. Естественно, такое положение не могло устроить наземные войска.

С другой стороны, общевойсковые командиры нередко не понимали возможностей и специфики ВВС, не учитывали тактических данных самолетов и, как следствие, ставили нереальные задачи. В подтверждение этой мысли генерал С.И.Руденко, сменивший в начале января 1942 г. Н.К.Трифонова в должности командующего ВВС Калининского фронта, в своих воспоминаниях приводит рассказ об одном из совещаний, прошедшем в те дни под председательством И.С.Конева: «Авиацию использовать не умеете, — с нескрываемым недовольством говорил командующий, обращаясь к командирам, присутствующим в штабе фронта. — Что это за порядки? Вы хотите, чтобы она вас, как артиллерия, всюду колесами сопровождала? Погоду не учитываете. Такое мощное, но дорогостоящее средство нужно применять массированно, на решающих направлениях. — И Конев стал давать практические указания, как это лучше делать».

5 и 6 января летчики фронтовой авиации практически не вылетали. Например, в отчете 38-й авиадивизии указывалось на низкую, нависшую облачность, снегопад, переходящий в метель — погода не благоприятствовала полетам.

Несколько потеплело, и оперсводки 46-й сад зафиксировали: «Несмотря на большую ночную работу, проделанную техническим составом по укатке аэродромов, покров снега оказался недостаточно твердым; при рулении колеса утопали в снегу до самой земли. Самолеты не могли взлетать ни с аэродрома Мигалово, ни с аэродрома Змиево… При попытке вылететь 9 января на задание с аэродрома Калинин-южный (ГВФ) ЛаГГ-3 сержанта Е.М.Бесова из 180-го иап потерпел катастрофу из-за быстро накрывшего район тумана и потери летчиком пространственной ориентировки».

Авиаторы 31-й сад совершили в первой декаде января больше вылетов, чем летчики соседних соединений. Они продолжали атаковать немецкие аэродромы около Ржева, а также штурмовать автоколонны на дороге Ржев — Олени- но. 8 января отличился младший лейтенант 237-го иап Мищенко. Он подбил Ju52 и обстрелял транспортную машину на месте вынужденной посадки. Затем летчик атаковал Ju88, но противник ушел в облака, после чего Мищенко штурмовал колонну немецких автомашин. В тот же день командир эскадрильи 274-го иап старший лейтенант Абульханов сжег Ju52 прямым попаданием эреса.

Немецкая авиация также не оставалась пассивной 7 и 8 января. Отдельные самолеты наносили удары по скоплениям наших войск, готовившихся к наступлению, а также по недавно освобожденному от врага г. Старица — к концу месяца не менее половины всех домов оказались разрушены неприятельскими летчиками.

авиация

Видимо, германское командование знало, что в городе шло сосредоточение 11 -го кавкорпуса и через него осуществлялась связь штаба ВВС фронта в Торжке с авиационными дивизиями. Днем и ночью опытные экипажи Ju88 бомбили и обстреливали автомобильно-гужевую дорогу, ведущую из Калинина на Ржев, т. е. к линии фронта. Часто целями налетов становились двигавшиеся с зажженными фарами автомашины и автомобили-снегоочистители, выходившие на трассу при сильном снегопаде.

Среди авиабаз, которые германское командование использовало наиболее интенсивно, являлся аэродром «совхоз Дугино», южнее Сычевки. Для строительных работ сюда в декабре 1941 г. нацисты пригнали около 5000 советских военнопленных. Немцы широко применяли и принудительную мобилизацию на аэродромные работы местного населения. Чаще всего колхозников и колхозниц заставляли чистить от снега взлетные полосы и стоянки самолетов.

Между тем положение немецких наземных и воздушных сил было далеко не блестящим. Части 6-го армейского корпуса продолжали отступать. Захватив Старицу, красноармейцы обнаружили там пять подорванных самолетов и Ju87 со снятым мотором. Понесли потери немцы и в воздухе: сразу три экипажа группы II/KG76 пропали без вести в районе Старицы.

Среди этих 12 авиаторов был командир группы капитан Б.Флаковски (B.FIakowski). Также оказался сбит в этот день огнем с земли оберфельдфебель К.Мунц (K.Munz) из I/JG52, но ему улыбнулась фортуна. За хитрость и изворотливость летчик получил среди товарищей прозвище «лисица». По немецким данным, Мунца, воевавшего с лета 1940 г., по крайней мере семь раз серьезно ранили и примерно 15 раз сбивали на разных фронтах, но летчик пробирался к своим и возвращался в строй. Он совершил более 600 боевых вылетов и закончил войну с «Рыцарским Крестом», летая на реактивном Ме262. Неудача севернее Ржева оказалась третьей в его фронтовой биографии.

Не менее пяти машин из III/KG53 и III/KG76 за два дня получили серьезные повреждения, а среди их экипажей имелись убитые и раненые. Стрелок-радист из послед-ней группы фельдфебель В.Шоппман (W.Schoppmann) был захвачен в плен и сообщил советскому командованию ценную информацию. Часть, где он служил, базировалась западнее Орши и до последнего времени действовала на Калужском направлении.

Затем группу перенацелили на район Ржева, их экипаж сбили в третьем боевом вылете. Обстановку на базе пленный оценивал удовлетворительно: в конце ноября в Оршу завезли специальное зимнее масло для моторов Jumo211, а в последние полторы — две недели не отмечалось перебоев с поставками горючего или бомб. Большинство самолетов перекрасили белой краской, а сохранившие стандартный камуфляж машины покрывали на земле белым полотном в целях маскировки. Все 20 экипажей имели хорошую под-готовку, а два из них были способны летать и ночью. В то же время, по словам Шоппмана, за месяц боев с начала советского контрнаступления в группе III/KG76 общее число Ju88 сократилось с 24 до 15, а 7 января остались исправными лишь четыре «юнкерса».

Анализ работы германских авиаторов показывает, что действовали наиболее опытные экипажи разных отрядов и групп. Кроме того, немцы применяли самолеты-разведчики для бомбардировочных действий. Так, Do17 из 2-го отряда ночных разведчиков (2/Nacht) пытался в ночь на 7 января нанести удар по аэродрому 128-го бап около Будово — мелкие бомбы разорвались в стороне от стоянок и построек, а тяжелая 500-килограммовая фугаска не взорвалась.

Весьма рискованные вылеты летчиков 8-го авиакорпуса достигали определенного успеха лишь при атаке площадных целей. Видимо, пытаясь помешать советскому наступлению, экипажи люфтваффе перешли разумную черту риска. Например, 9 января немцы потеряли в районе Ржева Bf110 из группы II/ZG26, Ju88 отряда 4(F)/14 — их поразил наземный огонь. Двоим авиаторам удалось спастись, а четверо погибли. Наибольший урон понесли одноместные истребители: трех машин (Bf 109F № 5630, 5680, 8954) недосчитались в этот день в группе I/JG52. Один истребитель потерпел аварию при взлете в сложных метеоусловиях с аэродрома Дугино, а два столкнулись в воздухе. После этого, по словам пленных механиков, авиагруппа не выполняла боевые задания примерно неделю. Здесь же скапотировал и разбился Bf109E № 5117 из группы ll(Sch)/LG2.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *