В чём отличия религии индейцев

танец призраков
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Европейцы серьёзно заблуждаются относительно религий, которые исповедовали североамериканские индейцы. Это заблуждение возникло потому, что контакт с европейской цивилизацией произошёл в «золотом веке», и то, что случилось позднее, описывается как вырождение. Европейцы это обуславливают тем, что в XIX веке в их странах происходили серьёзные глубокие изменения в соответствии с индустриализацией. В любой живой религии происходят перемены, используются инновации и заимствования. Но индейцы Северной Америки полагались только на устное общение, поэтому европейцам со стороны трудно было увидеть и зафиксировать эти источники.

Но изменения в религии индейцев конечно же были. Они носили массовый и беспрецедентный характер, в основном разрушающий их. Исчезли многие языки, а с ними перестали существовать обряды, сказания, устные библиотеки с накопленными знаниями. Никакие, даже очень серьёзные, современные попытки омоложения не смогут вернуть память прежних времён. Для этого нужна преемственность поколений. Но есть ещё индейские вожди и старейшины, которые смотрят на это не так пессимистично, считая, что не всё потеряно. Один из них вспоминает племя, где недавно исполнялся Танец Змеи, который, как считалось, был забыт. Несмотря на то, что антропологи выражали тревогу, старейшина говорил, что людям не надо беспокоиться. По его мнению, что если что-то было утеряно, то значит индейцам это уже не нужно, и если это понадобится, то змеи обучат индейцев этому вновь. Старейшина говорил, что змеи научили их терпению и мудрости.

Но в некоторых случаях разрушения носят катастрофический характер. Поэтому отдельные индивидуумы и сообщества должны в более мощной форме отвечать на изменения мира, передавая мудрость в совершенно другой форме. Когда это получится, то, возможно, произойдёт соединение традиций и инноваций новыми эффективными способами. В современном мире есть пара таких примеров. Одним их них является Церковь коренных американцев, которую называют «церковь пейота». Другой пример – «Движение танца призраков».

Танец Змеи

Церковь пейота появилась в середине прошлого века, когда произошло перемещение древнего ритуала центральной Мексики на территорию США и смешение с христианскими учениями. Он стал распространяться через государственные индейские учебные заведения. И это стало единственной местной религиозной традицией, по-настоящему переносимой с побережья на побережье. Танец Призраков тоже подвергался влиянию христианских традиций. Это религиозное течение объявляет о скором возвращении умерших и восстановления прежних традиций индейцев Северной Америки.

Религиозное течение Танец Призраков пережил страшную трагедию в Южной Дакоте в 1890 году, когда была резня в Раненом Колене. Это стало мощным выражением отчаянной надежды. Индейцы скорбели о том, что их родные земли были почти полностью завоёваны европейцами. Танец Призраков продолжается в несколько изменённой форме и в наши дни. Есть ещё третье религиозное течение в Северной Америке. Индейцы создают христианские общины. Но это обращение в большинстве случаев происходило далеко не мирным путём.

Коренные жители, которые отказывались принимать христианство, жестоко наказывались. В то же время, некоторые из них принимали христианство добровольно, искренне доверяя миссионерам. В других случаях, обращение проходило по практическим причинам, которые в большинстве случаев давали шанс на выживание и продолжение рода. Но это было не всегда искренне. После того, как установилась некоторая стабильность, многие индейские племена перешли на свою веру и религиозные и культурные обряды.

Таким образом, они хотели сохранить свои взгляды на жизнь и национальные ценности в современном мире. Родственные связи поколений, основанные на обязательствах рода и акцентирование на общности, стали адаптационным моментом индейцев-христиан. Некоторые индейские племена стали использовать в христианских богослужениях родной язык.

Но североиндейские традиционалисты считают, что ценности, жизненный опыт, язык, ритуалы, рассказы испорчены требованиями современной жизни. Многое уже потеряно. Самые оптимистичные из них пытаются возродить древние традиции и сохранить языки. Они стараются посещать священные индейские места и сохранить контроль за ними. Также ими ведётся работа по сохранению языков североамериканских индейцев и возвращение им артефактов, похищенных европейцами.

Особенно важной заботой приверженцев древних традиций является контроль священных мест. Они используют их для совершения церемоний и религиозных обрядов. С приходом европейцев в Северную Америку многие такие сакральные места были осквернены и разрушены в процессе экономической эксплуатации. Восстановление их является очень проблематичным, особенно если они расположены в общественных местах. Такими являются Башни Дьявола в Вайоминге, горы Шаста в Калифорнии, горы Грэм в Аризоне. Там находились древние индейские кладбища.

Приверженцы древних индейских религий считают, что все церемонии и передача знаний будут сохранены лишь тогда, когда всё это будет проводиться на родных языках. Но к сожалению, большинство этих языков разрушается, а часть уже утеряна навсегда. Индейцы, которым ещё не исполнилось 40 лет, почти не владеют родным языком. В обществах, не владеющих письменностью, очень важно, чтобы каждое поколение передавало знания молодым и обучало их. Если молодёжь не усвоит эти знания, то они исчезнут с большой скоростью. Некоторые индейские племена стараются сохранять традиции, а других они потеряны навсегда, и восстановить их практически невозможно.

Вместе с языками индейцы утратили и многие артефакты, некоторые из них хранятся в музеях или частных коллекциях. Часто артефакты попадали в руки европейцев незаконным путём. К таким предметам относятся древние индейские маски, которые, в соответствии древним легендам, могут нанести вред человеку при неправильном обращении с ними. Эти предметы наполнены символическим значением.

Также останки умерших индейцев принадлежат к категории мощных объектов. Их нельзя забирать из могил и перемещать в другое место. Это касается их изучения и демонстрации. Неточно переданные знания, их искажение, тоже может нанести вред. Всё, и артефакты, и знания, должны передаваться на взаимной основе. Но условия современной жизни всё больше подрывают древние религиозные и культурные практики индейцев. Всё больше коренных жителей США и Канады, уделяя время каждодневной работе, уже не могут его выделить для традиционной жизни. В таких случаях для сохранения культуры, старейшины и молодёжь должны действовать сообща. И всё же, несмотря на все проблемы, религиозная деятельность североамериканских индейцев продолжается, и она жизнеспособна.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *