В каких древних религиях главными были женщины-жрицы

В каких древних религиях главными были женщины-жрицы

Мы привыкли к тому, что в мировых религиях главными священнослужителями считаются мужчины. Поэтому возникает вопрос, а были ли в мире религии где ведущая роль служения богу отдавалась женщинам? Далее в статье мы поговорим таких культах и месте женщин в них.

Афины

Жрицы греческих религиозных культов пользовались уважением среди народа. Их считали образцом для подражания. В самом могущественном древнегреческом городе Афины женщины обладали властью наравне с мужчинами. Там был культ Афины Полиас, самой важной религиозной фракции.

Богиня Афина была защитницей полиса. Верховной жрицей была Полиас, что соответствовало самой важной религиозной должностью в Афинах. Обычно главными жрицами становились женщины из аристократической семьи Этеобутадэ. Верховная жрица обладала большим влиянием в религиозном и политическом плане.

Ежегодно в Афинах в честь дня рождения богини Афины отмечали Панафинею – великий праздник. Раз в четыре года проводилось религиозное шествие к Акрополю. Для культовой статуи Афины изготавливался новый пеплос, специальное одеяние. В этот день выбирались две молодые афинянки аристократического происхождения в качестве аррефоров. Они жили вместе со жрицами некоторое время.

В их обязанности входило ткать новое полотно для божественной одежды. В день шествия пеплос торжественно устанавливали на колеснице, как парус корабля. Его сопровождали девушки-канефоры, принадлежавшие благородным семействам. Они также несли корзины с фруктами на алтарь богини Афины. В празднике также участвовали и мужчины-аристократы. Роль женщины в афинской религии была очень высока. Гречанки из Афин были способны разрушать барьеры между полами. Они вносили свой вклад в политику, гражданство и религию.

Родос

Как и в Афинах, на Родосе женщины тоже играли главную роль в религиозном культе, служа богиням. Имеется много литературных источников, в которых упоминается о жрицах Родоса, некоторые из них относятся к доэллинистическому периоду. Родосцы поклонялись богам местных пантеонов. Жрица Артамитиос приносила жертву богине Артемиде, а также Афине Полиас. Это происходило один или несколько дней в году в соответствующем храме. В древних текстах имеется некоторая информация об этом.

Также в текстах упоминается священство Артемиды Пергайя. Особенно это видно в лидийских документах. Одной из жриц был даже установлен памятник в акрополе. Эта женщина была удостоена высоких почестей на государственном уровне – родосской були. Поэтому можно с уверенностью заявить, что женщины играли значительную роль в родосском обществе и религии. Неизвестная жрица удостоилась впечатляющих почестей в масштабе города-государства.

Также на Родосе сохранилось основание статуи, которое возможно относилось к помощнице жрицы. При упоминании культа большинства богинь в древних документах часто упоминаются жрецы-мужчины. Но по отношению к Афинам и Родосу в древних документах есть места, посвящённые жрицам.

В каких древних религиях главными были женщины-жрицы

Древний Египет

Многочисленные документы, относящиеся ко временам фараонов, указывают на то, что в Древнем Египте женщины играли активную роль в религиозном культе. Их титулы остались запечатлёнными на памятниках женщинам, папирусах и камнях.

Руководящая роль женщин в религии менялась на протяжении долгой истории Древнего Египта от культа к культу. Древний Египет не разделялся на Храм и государство. Фараон для египтян был верховным жрецом всех богов. Ему посвящались храмы, которые одаривались правительством.

Первые известные египетские жрицы принадлежали семье фараона Четвёртой династии. Они служили культам богинь Нейт и Хатор, а также Тота и Вепуавет. Жена фараона Хафра, Мересанх, являлась жрицей Тота. А её мать, Хетеферес была пророчицей фараона Хуфу. Она совершала заупокойный культ фараона Радедефа, предшественника её супруга.

В более позднем Старом Царстве женщины выполняли роль ка-слуг, которые совершали поминальные обряды членов семьи фараона и элиты. Они поддерживали содержание гробниц, исполняя обязанности кладбищенских чиновников. С того времени сохранилось большое количество статуй женщин-жриц. Часто такие статуэтки были парными вместе с их мужьями. На косяках и перемычках семейных гробниц можно прочесть должности женщин, которые они занимали при жизни.

Были среди них и пророки. Сначала в Египте священство Хатхор, богини Солнца, было исключительно женским. Были женщины-жрицы и в других культах. Должности у них не передавались по наследству от матери к дочери, а переходили от свекрови к невестке. Храмовое служение приносило неплохой доход женщине. Некоторые жрицы имели титул Мерет. Жёны фараонов оставались главными в культе Хатхор в течение долгих столетий. Были в храме и низшие культовые должности.

Женщины-вабета служили около месяца, получая плату за свои труды. Их в основном использовали в качестве прислуги. У знатных жриц были свои отдельные гробницы, одна из которых принадлежала Сенет. Жрицы также сопровождали роды, служа защитой матери и ребёнка от злых духов.

Раннее христианство

Согласно древним документам, опубликованным не так давно в Риме, на богослужениях в ранней церкви женщины играли далеко не последнюю роль. Они участвовали в богослужениях и литургиях, присутствовали на церковных алтарях в качестве дьяконов, священников и даже епископов. Сохранились изображения верующих в церкви, где присутствуют женщины в официальных литургических ролях. На одной шкатулке-реликварии, выполненной из слоновой кости, относящейся примерно к 430 году, ясно видно на изображении, как мужчина и женщина стоят по обе стороны алтаря и оба поднимают чашу.

Чашу, согласно религиозным канонам, во время литургического действия могут поднимать только священнослужители. И это не единственное изображение подобного рода. На каменном фасаде саркофага в соборе Святой Софии в Константинополе тоже изображены мужчина и женщина возле алтаря с поднятыми вверх руками в позе оранца. И мужчины, и женщины в ранней церкви, выполняли параллельные равные роли, что говорит об их равенстве в литургии.

В ортодоксальных церквях раньше женщины выступали как священнослужители. Об этом свидетельствует церковное искусство. Женщины в самом начале христианства принимали активное участие в литургиях и Евхаристии. Тогда это было обычным делом. Однако почти не сохранилось рукописных документов христианства, где бы говорилось о рукоположении женщин. Только в одной из самых старых рукописей описывается рукоположение в римском обряде. Этот документ относится к IX веку.

Возможно тексты не сохранились из-за того, что писцы стали подвергать их строгой цензуре и на вносили моменты рукоположения женщин. Найденные артефакты, свидетельствующие об этом обряде, были обнаружены только в XX веке. Они стали драгоценными окнами, через которые можно взглянуть на раннюю церковь и роль женщины в ней. Также в некоторых арамейских текстах мужчина-дьякон символизировал Христа, а женщина-дьякон – Святой Дух.

Эта пара стояла выше пресвитеров, изображавших апостолов. А в часовне Сан Венантиус в Лютеранском баптистерии Мария в мозаике изображена, покрытая паллием, символом епископальной власти, то есть, новым епископом. Хотя некоторые считают, что женщины, покрытые мантией, всего лишь настоятельницы. Такое мнение поддерживалось на протяжении веков, хотя последнее время существует иной взгляд на останки прошлого.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий