В преддверии Второй Мировой

корабли Онежской флотилии
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Гражданская война на территории Советской республики носила маневренный характер. Это способствовало использованию морских и речных десантов, высаживавшихся большей частью в целях содействия сухопутным войскам. Наибольшее количество десантов в годы гражданской войны было высажено речными флотилиями, в частности Волжской. Действия Волжской флотилии обеспечили форсирование нашими войсками ряда водных рубежей и сыграли большую роль в разгроме белых на Восточном фронте.

Десантная операция в районе Видлицы (на берегу Ладожского озера), проведенная кораблями Онежской флотилии в июне 1919 года, привела к разгрому белофинских войск. Астрахано-Каспийская флотилия провела в 1919—1920 гг. ряд успешных десантных операций. В результате последней операции (в районе Энзели) войска интервентов и белогвардейцев были полностью разгромлены, а захваченные ранее противником корабли и суда были возвращены нашей стране.

Последний десант в гражданской войне был проведен в целях ликвидации в июне 1923 года белогвардейских банд, захвативших порты Аян и Охотск. Сформированный С. С. Вострецовым во Владивостоке экспедиционный отряд численностью 829 человек был переброшен на кораблях на расстояние 1500 миль и успешно решил поставленную задачу, захватив при этом более 350 пленных.

Всего за годы гражданской войны советским флотом было высажено свыше 50 десантов тактического и разведывательно-диверсионного характера. Особенностью десантных операций этого периода было использование для перевозки десанта (бойцов с легким вооружением) боевых кораблей и обычных транспортных судов, высадка с которых производилась на шлюпках.

В межвоенный период наибольшее внимание развитию десантных сил и подготовке морских десантных операций уделялось в США и Японии.

США, предвидя неизбежное столкновение с Японией на Тихоокеанском театре, уже в начале 20-х годов создали специальный исследовательский центр в Куонтико под руководством объединенного совета армии и флота. Этот центр с 1921 года начал разработку теории ведения десантных операций и необходимых для их проведения средств. В 1927 году совет издал директиву, согласно которой ведение десантных операций возлагалось на корпус морской пехоты, основной функцией которого считалось несение оккупационной, полицейской и караульной служб. В конце 1933 года корпус морской пехоты США был передан ВМС, и с этого времени десантные действия стали его основной задачей.

С 1933 года в США стали систематически проводиться учения по высадке десантов на Тихоокеанском театре, а также начались постройка экспериментальных десантно-высадочных средств и изготовление специального вооружения и оснащения для морской пехоты. К началу второй мировой войны в США была освоена постройка спроектированных Хиггинсом десантных катеров для пехоты и автотранспортных средств типа LCV (Р) и LCV (R) (с откидной сходней), а также начато серийное производство гусеничных амфибий типа LVT (I).

Японский флот накопил к началу второй мировой войны значительный опыт по высадке довольно крупных Десантов и имел отработанную штабную документацию по их ведению. В его составе находились десантные корабли шести типов, в том числе танко-десантные корабли двух типов.

В Англии после первой мировой войны долгое время господствовало мнение, что успешное проведение десантных операций, если обороняющаяся сторона использует авиацию и танки, невозможно. Лишь успешная высадка японцев в Китае, комбинированная операция фашистских итало-германо-франкистских войск по взятию Малаги, а также опыт учений морской пехоты США заставили Англию пересмотреть взгляды на десантные операции.

английский десант

Проведенное в 1938 году английским флотом учение выявило полную его неподготовленность к ведению десантных операций: единственным средством высадки войск с кораблей на берег были шлюпки. Взаимодействие армейского и флотского командования отработано не было.

Для исправления создавшегося положения в Англии был создан Межведомственный учебный и исследовательский центр, объединявший офицеров флота, армии и авиации. Он имел целью отработать методы десантных операций и подобрать технические средства для их ведения. Однако время было упущено, и к началу войны только началась постройка десантно-высадочных плавсредств трех основных типов:

— пехотно-десантных катеров LCA вместимостью на взвод пехоты;

— танко-десантных плашкоутов LCM на один 17-тонный танк;

— катеров ближней огневой поддержки десантов LCS, вооруженных двумя крупнокалиберными пулеметами и минометом.

Центром были также разработаны проекты мобилизационного переоборудования некоторых транспортных судов и специальный проект корабля для перевозки десантно-высадочных средств.

В составе флота фашистской Германии к началу второй мировой войны имелись в ограниченном количестве лишь десантные баржи трех типов, а флот Италии специальных десантных судов не имел.

В СССР в предвоенные годы морские десанты рассматривались прежде всего в качестве одного из видов содействия флота флангам сухопутных войск. На учениях этого периода при высадке десантов широко использовались торпедные катера, тральщики и сторожевые корабли. Специальные десантные корабли в предвоенный период в СССР не строились. К началу войны наша страна располагала универсальным высадочным плашкоутом й хорошо отработанными образцами амфибийной техники.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *