В сложной боевой обстановке

вов

Бессмертие летчика

Среди советских летчиков, которые отличились в боях за Харьковщину весной и летом 1943 года, особое место принадлежит капитану Борису Васильевичу Лопатину.

Отважный ас имел огромный боевой опыт. Он воевал на Калининском, Воронежском и Степном фронтах, сделал более 200 боевых вылетов, уничтожил 15 фашистских самолетов, десятки орудий, автомашин, танков, сотни гитлеровских солдат и офицеров. Его отличало умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке и сразу принимать правильные решения.

27 апреля 1943 года разведка доложила, что на аэродроме Сокольники близ Харькова сосредоточено большое количество самолетов и живой силы противника. Командиру эскадрильи капитану Лопатину было приказано уничтожить аэродром противника.

Через несколько минут десять ИЛов уже летели по направлению к Сокольникам. Вражеская артиллерия встретила советские самолеты сильным заградительным огнем. Не нарушая строя, преодолев полосу огня, Лопатин уверенно вел свою эскадрилью к цели. Вдали виднелся Харьков. Капитан не раз летал над ним и хорошо знал город: слева — знаменитый тракторный завод, справа — Померки, Великая Даниловка, вот и Сокольники.

На подходе к Харькову фашистские зенитчики снова встретили наши самолеты морем огня. Лопатин решил перехитрить врага. Он пролетел мимо аэродрома, сделал несколько кругов и повел машины почти над крышами домов. Фашисты не ожидали столь дерзкого маневра советских летчиков. Некоторые зенитки открыли беспорядочный огонь.

Сбросив боевой груз, наши самолеты приготовились к новому заходу. Сделав крутой разворот, ИЛы снова оказались над Сокольниками. На этот раз фашистские зенитчики встретили советские самолеты более плотным огнем. Но наши летчики начали бомбежку. В этом бою эскадрилья капитана Лопатина уничтожила 17 и повредила 19 бомбардировщиков из 50, стоявших на аэродроме.

Уже при выходе из боя командир почувствовал, что его самолет сильно подбросило. Машина сразу потеряла управление и резко пошла к земле. В кабине вспыхнул пожар, но оставить самолет капитан не мог — его стрелок-радист был ранен. Лопатин посадил самолет на территории, занятой врагом, взвалил на спину раненого товарища и быстро скрылся в ближайшем лесу. Гитлеровцы начали прочесывать лес, но безрезультатно.

Спасти товарища Лопатину не удалось — он скончался от ран. Похоронив радиста, капитан на вторые сутки добрался до крайней хаты в селе Циркуны. Несколько недель его скрывали советские люди, подвергая себя смертельной опасности. Потом они помогли летчику перебраться через линию фронта. Капитан вновь вернулся в строй. Он совершил еще 172 боевых вылета, сам сбил 2 и в групповом бою 7 фашистских самолетов. 2 мая 1944 года летчик-коммунист Лопатин погиб в воздушном сражении.

летчики

Мост был взорван

У поселка Зидьки Змиевского района в мае 1943 года совершил свой бессмертный подвиг сапер старший сержант Сергей Иванович Шершавин.

На большом участке по реке Северский Донец проходил фронт. В начале мая 1943 года гитлеровцы внезапно атаковали наши части, форсировали Донец, создали на его восточном берегу плацдарм и навели через реку наплавной мост.

Советское командование понимало, какую угрозу представляет этот небольшой плацдарм, соединенный мостом с основными силами противника. В любую минуту фашисты могли начать наступление. Командование 480-го стрелкового полка 152-й стрелковой дивизии поставило саперам задачу — уничтожить мост.

Старший сержант Шершавин собрал взвод. Разъяснил задачу, потом спросил: «Есть добровольцы»? Вызвался весь взвод. Выполнить задание доверили двум саперам. Но взорвать мост им не удалось — они погибли при подходе к нему.

Затем на выполнение задачи ушли помощник командира взвода сержант Васильев и рядовой Ивушкин. Гитлеровцы заметили саперов метрах в ста пятидесяти от переправы. Ивушкин был убит, Васильев тяжело ранен.

Тогда старший сержант Шершавин решил идти сам. Он взял взрывчатку и несколько гранат, вошел в воду и медленно начал пробираться вниз по течению, туда, где ниточкой виднелся мост. Идти было трудно: ноги загрузали в илистом дне, при вспышках ракет приходилось погружаться в воду.

Достигнув моста, Шершавин быстро установил заряды Оставалось только зажечь бикфордов шнур, но тут его заметили фашисты. Они решили взять смельчака живым и кинулись к нему с правого и левого берега. Заметив немцев, старший сержант поспешил взорвать мост вместе с собой. И все же Сергей Шершавин остался жив — взрывная волна отбросила его далеко в воду. Оглушенный, с обожженной грудью он полтора километра плыл вниз по течению реки. На берегу долго лежал без сознания.

Когда очнулся, кругом никого не было. Где-то вдали шла перестрелка. Шершавин пополз на восток. Каждый метр давался ему с трудом, стоил неимоверных усилий. Но он продолжал ползти. Только на четвертые сутки ему удалось добраться до боевого охранения наших войск. У него не хватило сил позвать кого- нибудь. Почти сутки пролежал смельчак в бессознательном состоянии рядом с окопами автоматчиков. Старшего сержанта обнаружила дивизионная разведка.

Больше года пробыл Сергей Иванович Шершавин в госпитале. И только в конце 1944 года вернулся в строй. Войну закончил на территории Германии.

Звено отважных

С командного пункта наземных войск в 176-й истребительный полк поступило донесение: со стороны Харькова на Волчанск летит большая группа гитлеровских бомбардировщиков. Через несколько минут звено истребителей лейтенанта Виктора Ильича Александрюка поднялось в воздух.

Далеко внизу вдоль Северского Донца протянулся фронт… А на горизонте черной тучей, под прикрытием истребителей, сомкнутым строем шли вражеские бомбардировщики.

Обстановка создалась чрезвычайно напряженная. Против четверки советских истребителей несколько десятков вражеских самолетов. Лейтенант Александрюк молниеносно разработал и сообщил звену план боя: он атакует истребителей, остальные — бомбардировщиков.

Самолет командира звена круто взмыл вверх. Фашистские истребители устремились в погоню за тройкой советских ЯКов, которые уже начали атаку бомбардировщиков.

Оказавшись в хвосте вражеских машин, командир звена атаковал одну из них. Короткая пулеметная очередь — и один из стервятников запылал. Остальные шарахнулись в сторону, но, сделав резкий поворот, попытались зажать самолет Александрита. Проскочив через этот заслон, лейтенант вновь поднял свою машину вверх. «Мессеры» тоже рванулись вверх, но было поздно. Советский летчик устремился к ведущему вражескому истребителю. Неприятель не выдержал, круто свернул вправо и бежал. Вражеские истребители оставили поле боя.

Сражение с бомбардировщиками тоже закончилось. Было сбито 2 фашистских самолета. Звено лейтенанта Александрита без потерь возвратилось на свой аэродром. Это было 20 апреля 1943 года.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий